×
Становление Пикассо
Наталья Капырина

Париж, 1901, Галерея Курто, 14 февраля — 26 мая / Becoming Picasso Paris 1901 Courtauld Gallery

Весной 2013 года галерея Курто организовала уникальную выставку. Предметом исследования был избран один год – 1901- й, — открывающий ХХ век, к тому же в начертании фланкирующая цифра «1». Этот год был богат событийно: выданы первые нобелевские премии, закончилась эпоха королевы Виктории, ушли из жизни Верди и Тулуз-Лотрек, Л.Н.  Толстого отлучили от церкви и т.д.

К временной рамке проекта добавлена пространственная  — Париж. Это ограничение лишь условное, так как многообразие парижской художественной жизни на рубеже столетий нельзя обозначить границами города, слишком динамичны были центростремительные и центробежные потоки. Создатели проекта сконцентрировались на освещении событий жизни одного художника — Пабло Пикассо. Выбор художника не случаен, так как, хотя творческая жизнь Пикассо длилась десятилетия, именно этот год и именно этот город сыграли большую роль в его жизни. В тот год 19-летний Пикассо вернулся из Мадрида в Париж после первого пребывания во французской столице осенью– зимой 1900-го с целью покорить город искусств. Тогда же произошло несколько событий, сильно повлиявших на мышление художника, его художественное становление. Первая самостоятельная выставка у Амбруаза Воллара (24 июня — 24 июля), для которой Пикассо чуть более чем за месяц написал 64 картины, глубоко травмировавшее художника публичное самоубийство друга и поэта Карла Казагемаса, тягостное впечатление от посещения тюрьмы Святого Лазаря, где содержались монмартрские путаны с детьми... В тот год стиль Пикассо претерпел теллурические изменения, хотя до революции «Авиньонских девиц» и последующих было еще очень далеко. Именно эти метаморфозы, самобытные художественные идеи и переосмысление художественных свершений, малые и большие перемены, творческие сомнения организаторы выставки смогли отобразить в камерной экспозиции из 18 картин. Кабаре «Бель эпок», яркие краски и бесстыдные лица, расплывающиеся в алкогольном и сигаретном угаре, напоминают героев Тулуз- Лотрека («Карлик-танцовщица», Музей Пикассо, Барселона; «В Мулен-Руже», частная коллекция); темно-синий контур предметов и фигур («Девочка с голубем», частная коллекция) почерпнут у Гогена, самоанализ (Автопортрет («Yo — Picasso»), частная коллекция), появление образа Арлекина как альтерэго художника («Сидящий Арлекин», Метрополитен, Нью-Йорк, «Арлекин и его подружка», ГМИИ, Москва) и мотив подкрадывающейся меланхолии («Мать», Музей искусств Сент-Луис, Массачусетс), еще не овладевшей палитрой художника, но уже проявляющейся в синеве оттенков, и интерес к социальным темам («Любительница абсента», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этих работах прочитываются непрестанный поиск, жажда признания, жажда цвета... О страстном желании вписать свое имя в историю искусств свидетельствует многогранная игра с предшествующими шедеврами. Так, в секулярном алтаре Казагемаса («Воскрешение в памяти (Похороны Казагемаса)», Музей современного искусства, Париж) заимствована мистичность композиций Эль Греко. «Девочка с голубем» — извечно повторяемая аллегория чистоты и хрупкости, но здесь она звучит по-новому, с особой искренностью и при этом как бы вопреки смелости цветовых предпочтений — красного, синего, зеленого и решительной грубости контуров1.

Все собранные картины — как концентрация художественных идеей Европы на рубеже веков, и одновременно это следы молодого Пикассо, такого, каким мы должны его видеть для понимания дальнейшего творчества гения. Это точка невозврата, тогда он стал Пикассо.

1 К этому притягивающему изображению было особенное отношение на выставке, так как после покупки на аукционе частным лицом (по некоторым данным, коллекционером из Катара) почти истек годичный запрет на вывоз произведения британских властей, надеявшихся найти покупателя и оставить картину на территории Великобритании.

ДИ №4/2013

17 августа 2013
Поделиться: