×
"Репетиция музея"
Ирина Сосновская

Дневник проекта. Часть 2

Обычно дальнейшее развитие сюжета нам подсказывали наши герои. Например, в разговоре с директором филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде анной Гор прозвучало ее сожаление по поводу отсутствия в их городе галереи, которая работала бы с актуальными художниками. Поэтому, узнав, что в Перми такая галерея есть, мы встретились с ее директором Еленой Олейниковой, которая также была руководителем краевой программы «Культурный альянс». Галерея «Green Art» по-прежнему существует, только после организации нескольких арт-фестивалей с участием художников из 22 регионов России, ее хозяйке оказалось сложно вернуться к формату обычной выставки (поэтому вполне закономерным стало появление Елены в Москве, в команде теперь уже некоммерческого проекта «Культурный альянс»).

Марат Гельман обладает удивительным талантом настроить против себя целый город или даже страну. Понятно, что пройдет время, и пермяки станут гордиться тем, что в их городе был открыт первый в России региональный музей современного искусства, а приезжать посмотреть коллекцию «русского бедного» будeт не меньшее число арт-туристов, чем желающих увидеть знаменитую пермскую деревянную скульптуру.

Режиссер Павел Печенкин снял документальный фильм «Пермь — PERMM», отразивший становление первого регионального музея современного искусства, в котором о Гельмане есть такие слова: «Гельман из тех миссионеров, которых убивают». До сих пор в местной прессе можно прочесть: «Марат Гельман, с его неуемным бюрократическим имплантированием в российскую провинцию локальных мегаполисных творческих практик, низвел изначально вольное, безграничное и демократическое “современное искусство” до уровня государственного авторитарного проекта по монопольному продвижению в нескольких регионах продукции нескольких арт-сообществ»1.

Возможно, именно стиль высказываний оппонентов и самодеятельный уровень многих местных инициатив, предлагаемых в качестве альтернативы «засилью» столичного креатива, должен стать самым весомым аргументом в пользу всех начатых Гельманом программ и стимулом для их поддержки и развития. Пока до конца не ясна дальнейшая судьба музейного здания, фестивалей «Живая Пермь» и «Белые ночи Перми», городской арт-резиденции и других проектов, но есть надежда, что точка невозврата в Перми пройдена, и далее предстоит кропотливая работа по воспитанию музеем своего зрителя. уже сейчас художники, представляющие более традиционные направления в искусстве, признают, что благодаря выставкам Музея современного искусства PERMM они познакомились с лучшими образцами современного российского искусства. А столичные педагоги отмечают приток абитуриентов из Перми в московские художественные вузы.

Пермь стала четвертым городом нашего тура, и ее посещение ни к чему не было приурочено, кроме того, что оттуда мы должны были отправится на Уральскую индустриальную биеннале в Екатеринбург. Но приехать в Пермь и не попасть на фестиваль невозможно, нам достался фолк-фестиваль KAMWA2.

В первый раз в Екатеринбурге я была в 2008 году, и с тех пор многое изменилось. Заметно меньше стало строительных заборов, а стрит-арт-программа «Длинные истории Екатеринбурга» (куратор Арсений Сергеев), получившая премию «Инновация» как лучший региональный проект 2007 года, переехала в Пермь. Избавившись от заборов, город стал выше, просторнее, столичнее, это проявляется и в архитектуре, и в отношении к современному искусству. Так здание филиала ГЦСИ, которое центр за это время получил в единоличное пользование, соседствует с резиденцией полномочного представителя президента в уральском федеральном округе. В 2008-м тогда еще новый директор филиала Алиса Прудникова удачно использовала конференцию по арт-журналистике для того, чтобы собрать все институциии города, связанные с искусством, и поговорить о том, какой именно большой арт-проект нужен городу и что могло бы стать его брендом. В 2012-м все эти организации, а также предприятия Екатеринбурга, далекие от искусства, стали участниками программы Уральской индустриальной биеннале.

Бонусом биеннале оказалась поездка в Нижний Тагил с заездом в поселок Левиха, где в местном ДК был показан проект «57 градусов северной широты, 59 градусов восточной долготы», включавший фотоархив всех домов культуры региона, наглядно демонстрирующий масшабы культурного строительства в СССР, нынешнее убогое состояние домов и возможное (исходя из опыта московского ДК ЗИЛ) их использование в будущем.

Екатеринбургская биеннале не единственный такой проект ГЦСИ. В Самаре по нечетным годам проходит Ширяевская биеннале, не так давно ее организаторы стали представителями Приволжского филиала ГЦСИ и вместе с ними к центру отошла и биенннале с историей (в 2013 году она состоится в восьмой раз).

1Игорь Аверкиев, эксперт Пермской гражданской палаты// Новый компаньон. 2012, 4 сентября, № 30 (709). С. 25.

2KAMWA – принципиально дистанцирован от современного искусства, но пересечение с ним все же возникло в программе для детей, в которой принимала участие студия «Чердак» Музея современного искусства PERMM.

 

На вопрос о роли современного искусства для человека, города и социума отвечают руководители региональных институций современного искусства

Михаил Савченко, директор Музея модерна (Самара)

Мне кажется, что современное искусство — это признак демократии в политике и в головах людей. Это показатель открытости мышления. Главная проблема регионов в том, что здесь много плохого современного искусства. А если людям привезти любую выставку из Гаража, то недовольных будет очень мало. Потому что уровень обычно виден даже тем, кто искусством не интересуется. А критика связана именно с качеством. Современное искусство легко осваивает новые технологии. В этом его важная роль. отдельная тема — паблик-арт. У нас городские власти пытались организовать фестиваль граффити. Но есть проблема. Когда мы что-то делаем в музее, мы к этому серьезно относимся: у нас научно-методический совет заседает. но то, что будет на улице, намного важнее, так как его гораздо больше людей увидит. а к граффити отношение чаще такое: ну придут ребята, что-то нарисуют... но ведь нужны специалисты, кураторы и т.д. Мне кажется, что качественная работа со средой — сегодня одна из главных задач современного художника, создавать контекстуальные объекты для конкретного места, взаимодействующие с этой улицей, с этим зданием или этой тенью от дерева. И если перенести их в другое место, они перестанут работать.

Роман Коржов, представитель Приволжского филиала ГЦСИ (Самара)

Всегда существует визуальный голод и потребность удивляться новым идеям. Но в большинстве случаев их пытаются удовлетворить визуальной жвачкой. Современное искусство производит «перезагрузку» сознания, оно способно соединить архитектуру, дизайн, скульптуру, графику... Оно синтетично и использует все эти языки и еще много других вещей, чтобы пробудить в человеке способность удивляться и расширять пространство внутри себя. Думаю, что современное искусство выполняет эту функции в социуме.

Нелли Коржова, представитель Приволжского филиала ГЦСИ (Самара)

Современное искусство говорит о нашей жизни сейчас, о том, что нас волнует сегодня. И оно помогает нам понять себя. Человеку важно, чтобы говорили именно о нем, о его состоянии.

Татьяна Проворова, директор галереи «16thLINE» (Ростов-на-Дону)

Современное искусство — это реакция на действительность. каждый художник реагирует по-своему, и его реакция сейчас и есть современное искусство. Думаю, что для города современное искусство необходимо еще и как одна из форм коммуникации.

Евгений Самойлов, учредитель галереи «16thLINE» (Ростов-на-Дону)

Для меня современное искусство ценно тем, что оно воплощает новые идеи. Оно не боится экспериментов и открыто для всего нового. К сожалению, наш город, наверное, не нуждается в современном искусстве, если до сих по не создана такая городская институция. Получается, для города это только лишняя расходная строка в бюджете. А наша галерея — инициатива частная, это потребность увлеченных людей.

Михаил Сурков, заместитель директора музея PERMM (Пермь)

Трудности восприятия современного искусства зрителем возникли из-за культурного разрыва. На западе современное искусство — просто искусство, привычная часть жизни современного человека, общества, города. Наша задача как музея — выстраивать мостики между историей искусства и современностью. Художники прошлого создали наш сегодняшний мир, а современные художники cоздают мир завтрашнего дня, его дизайн, эстетику, то, чем он будет в будущем.

Елена Олейникова, директор галереи «Green ART», куратор выставки «Искусство против географии» (Москва, 2010), краевой программы «Культурный альянс» (Пермь, 2011–2012), куратор некоммерческого проекта «Культурный альянс» (Москва, с 2012 года по настоящее время)

Современное искусство отражает нашу жизнь, поэтому оно актуально. И в то же время оно очень герметично и бесконечно далеко от жизни обычных обывателей, озабоченных проблемами ежедневного выживания. Как правило, они воспринимают такое искусство негативно. Но важно понять, почему так происходит. Современное искусство исследует современность, заставляет думать, привлекает внимание к событиям. Музеи всегда собирали и показывали историю страны, города, и следующие поколения увидят нас такими, какими нас представит современное искусство.

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: