×
Территориальная целостность
Алексей Новоселов

VII Международный фестиваль-школа современного искусства «TERRITORIЯ»

Территорию принято обозначать границами, но только не в случае Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который эти самые границы не признает и преодолевает уже не первый год. Фестиваль с шестилетней историей в последнее время, к огромному сожалению поклонников, периодически покидал Москву и обосновывался в крупных региональных центрах — от Перми до Казани. И вот наконец долгожданное, заявленное окончательным возвращение в Москву и не просто возвращение, а начало новой жизни. Седьмой фестиваль обретает собственную постоянную «территорию», прилегающую к Театру Наций, ставшему его главным штабом и домом. Но этим не ограничился захват фестивалем окружающего пространства. В этом году стартовал проект «Театральный квартал», фиксирующий начало подготовки экспериментального кластера, который в будущем мог бы объединить в одном районе города три театра, Союз театральных деятелей и одну из площадок Московского музея современного искусства.

Началось все с заброшенного усадебного дома по адресу Страстной, 12, который перешел к Театру Наций, и, как это часто бывает с архитектурными памятниками, в состоянии «тяжело больного пространства» в результате долгого сомнительного использования. Помогать обживать новую территорию «Театрального квартала» пригласили соседа — Московский музей современного искусства. Опыт у музея в таких освоениях имеется: в свое время выставочным проектом «Верю» были оживлены стены большого винохранилища на только тогда зародившемся ЦСИ «Винзавод». Память об этом помогла определиться и с выбором куратора, им стал художник Олег Кулик. Последние работы Кулика уже давно перешли из переработанного им акционизма в пространство современного театра и всего, что с ним связано — его сценические опыты для парижской оперы Шатле оказались заметными событиями и практически манифестами новой художественной практики автора, соединившими театр, актуальное искусство и ритуально-мистические обрядовые действа. Центральным персонажем дома на Страстном стал гений места, а именно 1990-е, которые довлеют в его стенах над всей предшествующей им историей здания. На них недавно навесили ярлык «лихие», попытавшись емко в одном слове выразить их энергетику. Желание обратить взгляд не только профессиональной, но и широкой аудитории на представление самого яркого периода новейшей истории нашей страны — основной посыл задуманного проекта. Для кооперации с театром был выбран успешно практикуемый последнее десятилетие жанр вербатим — документальный театр. Четыре художника, а именно сам Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский и Валерий Чтак представили свое видение 1990-х — свой личный взгляд, основанный не только на социально-философских рассуждениях, политических и художественных высказываниях, но и очень любопытных ироничных зарисовках того времени. Потом эти монологи были переработаны молодыми драматургами в некую литературную форму и облечены режиссером Русланом Маликовым в перформативную постановку «Ненавижу театр!» с участием четырех актеров. Проходило все это в пространстве выставки «90-е: победа и поражение», которая стала документацией эпохи — архивные материалы событий московского акционизма от 1990-х до наших дней, представленные не только через документацию самих перформансов и акций, но и газетные публикации и документальное видео. После представления перформанса на открытии фестиваля проект перешел в статус аудиозвуковой инсталляции, среди разнообразных материалов художественной жизни прошлого десятилетия зритель бродил по коридорам будущего культурного центра, представляющего собой заброшенную коммунальную квартиру или закрывшийся в 1990-е годы Дом культуры. Именно таким образом происходило проникновение современного искусства в его «изобразительном» измерении в фестиваль «Территория».

Программа фестиваля, которая соотносится преимущественно с привычным театром, была весьма насыщенна и рассчитана на десять дней. Каждый проект представлял отдельное крупное событие и не походил на другой.

Фото ДИ / Светлана Гусарова

Смертельный двигатель. Театральная компания «Chunky Move» (Австралия)

Открывший фестиваль проект стал свое образным эпиграфом и сообщил определенный импульс остальной программе. Современная хореография вперемешку с технологическими эффектами, импортированная из Австралии, с чьими театральными традициями широкая аудитория Москвы знакома, пожалуй, лишь через архитектурные очертания знаменитой Сиднейской оперы и набор голливудских звезд, создает под аккомпанемент лазерных световых установок и видеосистем первородный образ Вселенной и человеческих страстей.

Circo Ambulante. Театр Наций

Премьера спектакля режиссера Андрея Могучего и художника Максима Исаева (И н женерный театр АХЕ, Санкт -Петербург) с успехом прошла в Театре Наций еще в конце прошлого сезона. Успех фантасмагоричной постановке обеспечило участие актеров Лии Ахеджаковой и Альберта Филозова. Безусловно, это в первую очередь театр с сильнейшей художественной составляющей, где сценография одного из основателей АХЕ задает тон всей постановке и своими фантазийными образами держит действие.

Grimmless. Театральная компания Риччи/Форте (Италия)

Пожалуй, самая интересная и оригинальная постановка, которую привез в этом году фестиваль, Риччи и Форте, молодые итальянские режиссеры, а по совместительству и авторы пьесы, создают на сцене представление, навеянное сказочным миром братьев Гримм. Микс драматических и пластических форм, цирковых и карнавальных сцен под современную эстрадную и рок-музыку создает невероятно энергетически насыщенную атмосферу.

В спектакле большое значение имеет текст, включающий маленькие истории каждого персонажа в единый нарратив, выстраивая таким образом цельную картину современного мира, доступную и понятную каждому зрителю.

Есть надежда, что работы Риччи и Форте вновь вернутся в Москву в следующем году на сцену нового театра имени Н.В. Гоголя. Будем ждать с нетерпением.

Сны Минотавра. Work-in-progress

Безусловно, именно этот проект можно смело назвать самым новым на фестивале хотя бы потому, что и постановка, и сама опера на либретто Сорокина еще не закончены. В программе данный эксперимент представлен в новом для многих формате «Work-in-progress». На фестивале зритель увидел только три части масштабной оперы, написанной Ольгой Раевой в постановке Кирилла Вытоптова, Екатерины Василевой и Ильи Шагалова. Все произведение можно будет посмотреть в 2014 году. Этот проект соотносится не только с «Территорией», он является частью большой программы «Лаборатория современной оперы» объединения «Опергруппа», которую делает команда кураторов под руководством Василия Бархатова. Начинание оказалось мощным — на новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы Сергея Невского «Франциск». А до конца года результаты сотрудничества молодых композиторов (больше известных, к сожалению, за рубежом) и режиссеров-постановщиков можно будет увидеть на таких разных площадках, как МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и пространство башни «Федерация» в Москва-Сити. Поддержка «Территорией» этой программы — показ «учебной и экспериментальной» постановки «Сны Минотавра» — подтверждает репутацию фестиваля как образовательного проекта.

Па-де-де с экскаватором. Театр «Beau Geste» (Франция)

Продолжая тактику выхода в городское пространство и освоения новых «нетеатральных» мест, фестиваль не обошел вниманием и ЦПКиО им. Горького. В итоге набережная перед загнивающим космическим кораблем «Буран» была заполнена огромным количеством случайных зрителей, окруживших небольшую площадку с разместившимся на ней экскаватором. В течение 20 минут пластические действия ковшом, корпусом и гусеницами неповоротливой машины, которые проделывал актер французского театра, оживили бездушную машину и были встречены публикой на ура. Подобные выходы к случайному зрителю у нас, пожалуй, стоит начинать именно с такого рода проектов, впечатляющих и простых. Это действо получилось самым массовым событием фестиваля. Метафора взаимоотношения человека и машины продолжает быть близкой московским жителям, сталкивающимся с ней ежедневно.

Войцек. Национальный театр Латвии (Рига)

Шанс увидеть любую зарубежную постановку Кирилла Серебренникова вызывает невероятный интерес, не сопоставимый с возможностью посмотреть его работы в репертуарном театре города. На фестивале нам довелось познакомиться с его второй постановкой для Национального театра Латвии. Проект оказался отлично технически организованным произведением современного театра. Действие неоконченной пьесы Георга Бюхнера перенесено в пространство современного искусства, а точнее, буквально в пространство галереи. Таким образом, Войцек становится героем современного мира.

Из программы фестиваля также стоит упомянуть российско-японский мультимедийный музыкальный перформанс Филиппа Григоряна на музыку Алексея Сысоенко «полнолуние», московская премьера которого прошла на сцене Театра Наций, а также закрывающий основную программу франко-алжирский балет «Ния» с танцорами стиля хип-хоп театральной компании «La Baraka». Отдельно надо отметить уникальный проект «живые пространства» под кураторством Марата Гацалова, представленный в таких далеких от театра пространствах, как Дом ветеранов сцены, конференц-зал министерства культуры и плацкартный вагон поезда на Казанском вокзале. программа «Территория», состоящая из отдельных крупных событий, была объединена идеей, что фестиваль является школой и призван поддерживать образовательное начало. В рамках фестиваля прошло множество мастер-классов, творческих встреч, профессиональных читок, лекций, круглых столов и пр. Таким образом, «Территория» – попытка преодолеть границы, обратив в очередной раз привычное представление о театре в сложно фиксируемую до сих пор утопию современного искусства как части современной жизни.


ДИ №6/2012

13 декабря 2012
Поделиться: