×
У Красных Ворот
Лариса Кашук

В начале ХХ века художественный облик переулков в районе Красных Ворот резко меняется. На месте уютных усадеб и домов в классицистическом и ампирном стилях в переулках строятся роскошные особняки в стиле модерн и громады доходных домов. 

Первые доходные дома в России появились еще в XVIII веке, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. К началу XX столетия в Москве их насчитывалось более 800. Многие доходные дома строились ведущими архитекторами своего времени — Шехтелем, Алешиным, Городецким, Проскуриным, Гинсбургом, Лидвалем, Шлейфером, а уровень сервиса был не хуже, чем в «лучших домах Парижа». Самые престижные из них накануне революции имели лифты и просторные балконы, телефоны и электричество, камины, фонтаны и системы парового отопления, стоянки для экипажей и автомобилей, обширный штат персонала (прислугу, посыльных, камердинеров и швейцаров). Первые этажи таких домов арендовали магазины, ателье и модные салоны, вторые сдавались под офисные помещения. С третьего по пятый, как правило, селились семьи купцов, дворян и аристократии, в мансардах — военные низших чинов и студенты. В некоторых доходных домах, как, например, в доме Перцева на Пречистенской набережной, верхние этажи отводились под мастерские художников. Именно такими домами и застроили в начале ХХ века Малый Харитоньевский и Фурманный переулки. Поскольку на Мясницкой располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества и появились доходные дома с удобными квартирами, художники стали проявлять интерес к этому району. Правда, обосноваться в тех домах могли только самые состоятельные из них.

В Малом Харитоньевском переулке в XVII–XIX веках находилось подворье кремлевского Чудова монастыря, иногда его называли Заборовским, по имени бывшего владельца думного дворянина Семена Заборовского, у которого в 1676 году монастырь его приобрел. Какое-то время этот переулок именовался еще Мальцевым и Урусовым (по фамилиям владельцев), а также Огороднической улицей. В советское время переулок назывался улицей Грибоедова, так как он выходит к Мясницкой, где в доме № 42/2 писатель жил у своего друга С.Н. Бегичева. Рядом с домом Бегичева в начале ХХ века появляется здание (дом 4), Московского политехнического общества при Высшем техническом училище, основанного его выпускниками для распространения в России технических знаний. В 1904 году был объявлен конкурс на проект дома, первую премию получил архитектор А.Б. Минкус, а вторую — автор здания гостиницы «Метрополь», архитектор Вильям Валькот. Однако составление окончательного проекта было поручено инженеру А.В. Кузнецову, использовавшему некоторые идеи проекта В. Валькота. «При проектировании фасада, — писал в журнале «Зодчий» А.В. Кузнецов, автор проекта, — приняты в руководство архитектурные мотивы Англии — страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». Внизу, на первом этаже, были предусмотрены помещения для контор, на втором — залы для совета и собраний, столовая и библиотека, а верхние этажи отводились для квартир, сдаваемых внаем. Над входом в здание помещены высеченные из гранита переплетенные буквы «П» и «О», что означает «Политехническое общество», и даты — 1878, год основания общества, 1905 — год закладки дома, а между вторым и третьим этажами — картуши с изображениями символов технического прогресса: реторты, станка, электромотора и паровоза. Строительство было закончено в апреле 1907 года, и до 1917 года здесь помещались Московское отделение Русского технического общества, редакции нескольких технических журналов.

В башне над пятым этажом с 1910 года находилась студия-мастерская лидера художественной группировки «Бубновый валет» Ильи Машкова. В этой квартире-мастерской художник проработал до конца жизни — до 1944 года. Здесь же находилась его студия, в которой он преподавал. Еще в 1904 году

И. Машков ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. В 1911–1917 годах она называлась «Студия рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». Ассисентом здесь был еще один художник-«бубновалетец» — Адольф Мильман. Студия Машкова, самая дорогая и одновременно самая посещаемая в Москве, существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В разное время здесь занимались Фальк, Татлин, Осьмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.

В советское время в здании размещались академические институты. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончаров, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками он работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников. Машков был одним из организаторов общества «Московские живописцы» (с 1925), АХРР (с 1924), Общества московских художников (1927–1929).

В 1925 году студия Машкова была преобразована в Центральную студию АХРР. В 1935–1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В 1942–1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих Московского коммунистического госпиталя в Лефортове и эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290.

Из Малого Харитоньевского переулка по улице Чаплыгина можно попасть в Малый Козловский переулок, который выходит примерно к середине Фурманного переулка. На углу Фурманного переулка с Земляным Валом, на месте дома 16 по Садовой-Черногрязской улице, находился Казенный фурманный (или пожарный) двор, отчего и произошло его название. Переулок назывался еще и Трубным — по пожарным трубам, хранившимся на фурманном дворе. С 1830-х годов во дворе дома № 14 деревянный флигель снимал художник Карл Рабус, рисовавший, в частности, и виды Москвы.

Из строений на четной стороне Фурманного переулка на четырехэтажном доме (№ 6) помещена мемориальная доска: «В этом доме в 1903–1933 жил и работал выдающийся русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов». В тексте ошибка: сюда А.М. Васнецов переехал в только что отстроенный дом, а его начали строить в начале 1904 года и закончили осенью (проект архитектора И.Г. Кондратенко). А.М. Васнецов в течение многих лет был членом комиссии «Старая Москва», ее почетным председателем. «Многие задают мне вопрос: почему я занялся "Старой Москвой", — писал художник в автобиографических записках, — и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю все родное, народное... в жизни прошлого». Широко известны картины Васнецова, написанные на основе долгих подготовительных работ, изучения старых планов, документов и исторических сочинений. В 1965 году в квартире, которая принадлежала сыну Аполлинария Васнецова, был открыт Мемориальный музей А.М. Васнецова.

После революции квартиры в доходных домах превратились в плотно заселенные коммуналки. Но в начале перестройки в конце 1980-х годов их стали расселять и делать из них роскошные элитарные квартиры. На какое-то время в процессе расселения некоторые дома оказались пустыми. Этим воспользовались художники, которые приспособили комплекс доходных домов в Фурманном переулке под мастерские. Так образовался «сквот на Фурманном». Первым прообразом московских художественных сквотов был «Детский сад», который располагался неподалеку от Фурманного, в Хохловском переулке (Статьи о них были опубликованы в прошлых номерах ДИ. — Ред.)

Параллельно Фурманному переулку идет улица Машкова, которая до 1922 года была переулком Добрая Слободка, как назвали его здешние жители. Вначале в несохранившихся зданиях жили два известных архитектора — в доме № 6 Н.Н. Легран, автор Московского кригскомиссариата и церкви Успения на Могильцах, в конце XVIII века главный архитектор Москвы. А также выдающийся архитектор русского классицизма, музыкант, художник, поэт, переводчик, драматург, историк, ботаник и изобретатель Н.А. Львов, живший в Москве в усадьбе генерала Кретова (дом 3).

Улица Чаплыгина, располагающаяся рядом с Фурманным, параллельна улице Жуковского. Старое ее название — Мыльни-ков переулок — произошло от фамилии домовладельца, а новое напоминает о знаменитом ученом, основателе современной аэрогидродинамики Н.Е. Жуковском. В глубине участка (дом 8) с левой стороны находится скромный двухэтажный дом, где он провел последние годы жизни — с 1904 по 1921-й.

С этим участком граничит богатый особняк (дом 10), построенный в 1897 году архитектором С.С. Эйбушитцем для московского фабриканта Владимира Осиповича Гиршмана, (1867–1936), купца первой гильдии и потомственного почетного гражданина Москвы, монополиста в изготовлении швейных иголок. Но фабрикант Гиршман был еще и одним из виднейших московских коллекционеров. Он собрал прекрасную коллекцию русской мебели и составил небольшое (159 полотен), но исключительное по представительности собрание русской живописи. Генриетта Леопольдовна Гиршман, жена Владимира Осиповича, происходила из семьи петербургских собирателей Леоновых, которых долгая дружба связывала с семьей Бенуа. Она сама занималась живописью, была ученицей О.Э. Браза, но главное — она считалась одной из красивейших дам Москвы. Портреты Генриетты Гиршман писали многие художники: Риццони, Галкин, В. Серов, К. Сомов, К. Юон,

Ф. Малявин, Л. Пастернак, З. Серебрякова, М. Добужинский. Супруги В.О. и Г.Л. Гиршманы занимали видное место в русской художественной культуре начала ХХ века. Дом Владимира Осиповича стал одним из центров артистической жизни.

Особо дружила семья Гиршманов с Московским Художественным театром и на двунадесятый праздник — 2 февраля, когда все были свободны, устраивала для артистов вечера. Артисты затевали шуточные спевки с И.М. Москвиным, читали литературные произведения, танцевали, «завершался вечер веселым ужином». В свою очередь, актеры МХТ приглашали Гиршманов на «капустник», где все артисты во главе с К.С. Станиславским импровизировали целую программу. Известность в Москве получила и общественная деятельность В.О. Гиршмана — организация работы общества «Свободная эстетика» (1906–1916). Владимир Осипович субсидировал деятельность общества, в уставе которого говорилось: «Общество ставит целью способствовать успеху и развитию искусств и литературы и содействовать общению деятелей между собой». Гиршман предоставил собственный дом у Красных Ворот для первых собраний, пока общество не переехало в дом Востряковых на Малой Дмитровке. Действительными членами общества «Свободная эстетика» были В. Качалов, Ф. Шаляпин, Андрей Белый, В. Серов, Н. Арапов, И. Грабарь, Н. Крымов, П. Кузнецов, Е. Лансере, И. Остроухов, Н. Мещерин, Н. Милиоти, Л. Пастернак, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Ульянов, К. Юон, И. Морозов, С. Щукин и многие другие.

Общество объединило художников всех направлений. Сюда вошли и представители Союза русских художников, и «Мира искусства». И если В.О. Гиршман больше способствовал деятельности литературного отдела «Свободной эстетики», то Генриетта Леопольдовна вместе с Жанной Матвеевной Брюсовой непосредственно занималась устройством вечеров с участием артистов Московского Художественного театра.

В кратком очерке весьма пунктирно можно представить, как на протяжении двух с лишним столетий в переулках около Красных Ворот, сменяясь по эпохам, формировалась художественная жизнь, богатейшая история русского искусства.

ДИ №5/2012

15 октября 2012
Поделиться: