×
Живопись действия Джея Яньера
Вероника Кандаурова

Выставка абстрактной живописи бразильского художника Джея Яньера в ММОМА.

В Московском музее современного искусства открылась выставка абстрактной живописи бразильского художника Джея Яньера. Хотя бразильским его можно назвать лишь условно. Джей — космополит по всем статьям. Выставка «Глобальное Я» соответствует настроению художника и его передвижениям по миру. 

Яньер родился в Рио-де-Жанейро в 1957 году. Его родители, итальянская аристократка, писательница Бианка Мария Лователли и шведский бизнесмен Тор Рагнар Яньер, вскоре развелись, и он переехал с матерью в Аргентину. Там его мать снова вышла замуж. Они поселились на бедной окраине Буэнос-Айреса, где мальчик учился в местной школе. Уроки проходили в старых, заброшенных автобусах без колес, а учителями были безработные матери учеников.

Через некоторое время его мать с тремя детьми переезжает в Париж. Наконец-то у Джея появляется возможность посещать музеи. Глубоко потрясенный живописью и рисунками Леонардо да Винчи, он начинает их копировать, и решает, что Леонардо — его герой и идеал на века. Джея посылают учиться в частную школу в Англию. Здесь педагоги поощряют его увлечение живописью и развивают его математические способности. Окончив школу, Джей возвращается в Бразилию, где в течение года ловит красных лобстеров и копит средства на поступление в Университет Корнелл в США.

На собранные деньги он переезжает в Нью-Йорк и берет частные уроки рисунка и живописи, пишет фрески на стенах университета. Тема одной из фресок — массовое самоубийство религиозных фанатиков в Гайане, однако, после того как он закончил обучение, эту настенную живопись уничтожили, посчитав ее неполиткорректной.

После университета Джей делает финансовую карьеру — работает в банке, поступает и оканчивает престижную бизнес-школу и в течение тринадцати лет трудится на Уолл-стрите. Он женится, становится отцом двух детей, но все это время не прекращает заниматься живописью.

В 1996 году Джей расстается со своей американской семьей и возвращается в Сан-Паулу, здесь он встречает свою будущую жену Мему Параньос Рио Бранко.

Несколько лет Джей работает в финансовой сфере в Бразилии, но в 2002 году возвращается в Европу, решив всецело посвятить себя искусству.

Сегодня Джей и Мема живут и творят в доме, расположенном среди археологических раскопок в центре Рима. Мема занимается фотографией, Джей примыкает к различным артистическим кружкам и в 2009 году участвует в групповой выставке «Ab ovo» вместе с такими известными авторами, как Янис Куннелис, Пьер Пици Каннелла, Нунцио и Карла Аккарди.

Творчество Яньера — удивительный пример органичного соответствия биографии и произведений художника. Джей вобрал в себя школьную академическую премудрость, а его работа «Лошадь» выполнена явно в традиции конных памятников Ренессанса и барокко. Но с краской Яньер обращается как актуальный художник, она у него стекает с кисти либо губки, он выдавливает ее из тюбиков, месит красочное тесто, как дизайнер или скульптор. С такой же свободой он берется за пластические массы любого состава. Так, композицию «Творение» можно причислить и к скульптуре, и к живописи: художник использует гибкую и легкую проволоку, сплетая ее в органичные конфигурации, подобные зарослям лиан или хаотичным корням мангровых деревьев. Порой кажется, что в его подсознании остались воспоминания о жарких карнавалах Бразилии. И тем неожиданнее композиции, навевающие воспоминания о китайском пейзаже с силуэтами скал сквозь туман и хрупкой веточкой над пропастью.

Человек европейской культуры и открытости, он последовательный индивидуалист, не сомневающийся в том, что все создаваемое им — портреты, фигуры, абстрактные конфигурации — выражение его внутреннего, глобального «я», ценность которого следует учитывать, но не доверять ему безоговорочно.

Художник заявляет о своей приверженности принципу живописи действия, action painting. Это движение возникло в Америке, но породил его европейский индивидуализм, который вкусил в Новом Свете из плавильного котла культур. Импульсивное и безотчетное владение кистью, тюбиком, мастихином (а также шваброй и даже собственными конечностями) обозначило в «живописи действия» новую встречу индивидуальной психологии с космологическими мифами.

Джей Яньер, разумеется, лепит и пишет собственные видения. Но подсознание космополита подключено к стихиям природы. Вода, огонь, земля, воздух — то, что описывается в древних натурфилософиях всех культур и континентов и с чего начинается библейская Книга Бытия, воплощается в композициях глобального европейца, с его расширяющимся «я». В этом подсознании хранится память о расплавленной лаве, первобытных морях, корнях и ветвях мирового древа, которые то сплетаются в нефигуративные композиции, то образуют узнаваемое лицо. Для своего знакомства с Москвой художник выбрал более тридцати работ из двух серий: портреты и абстракции.

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: