×
По страницам журнала «Frieze»

Журнал «Frieze» выходит в Лондоне восемь раз в год. Помимо обзоров выставок и публикаций художников, критиков, кураторов в нем имеются рецензии на музыкальные, художественные проекты, интересные выставки по дизайну и интервью с людьми искусства.

Журнал создан в 1991 году будущими учредителями ярмарки «Frieze» Амандой Шарп и Мэтью Слотоуэром вместе с художником Томом Гидли. Шарп и Слотоуэр осуществляют общее руководство журналом и ярмаркой, но отбором материалов занимаются редакторы Йорг Хайзер и Дженнифер Хигги.

В 2006 году учреждена ежегодная премия авторов «Frieze», ее цель — продвигать молодых талантливых арт-критиков во всем мире. В этом году победителем стала Зоэ Циглер. Ее статья опубликована в 144-м номере.

Большинство материалов этого номера посвящено подведению итогов и выявлению самых значимых художественных событий прошлого года. Открывает журнал статья «Принципы неуверенности» Хочена Вольса. Абстрагирование, случай, участие, вмешательство, по его мнению, это четыре из множества наиболее используемых возможных инструментов и принципов, изобретенных художниками для выявления и обозначения таких понятий, как порядок и беспорядок, инверсия, непонимание и изменение. Сегодня искусство должно найти новые инструменты для выживания в нестабильную эпоху.

В статье «Слова и дела» Хайзер разоблачает противоречивое решение мэра Берлина Клауса Воверайта финансировать выставку «Сделано в Берлине» в июне 2012 года. В выставке, которую готовят пять кураторских советников и три куратора, будут участвовать 80 художников. Проблема в том, по мнению Хайзер, что выставка будет комплектоваться на основе принципа состязания участников, обычно используемого для организации смотров в сфере сельского хозяйства или выставок собак. И финансовое обеспечение у проекта «Сделано в Берлине» будет солидным, в то время как многие берлинские арт-институции борются за финансирование.

В январе 2011 года в Интернете появилось письмо «Иметь и нуждаться» с 2500 подписями, критикующее позицию мэра по культурной политике, ориентированной на защиту интересов богатых людей. А галереи стали бороться друг с другом за право включения в художественные ярмарки и внесения в путеводители. В Берлине воцарились тревога, паранойя и страх.

Не менее противоречивая ситуация с финансированием учреждений культуры и искусства сложилась в Голландии. Об этом рассказывает материал «Дела в Голландии» Мусье Гусен. Парламентское решение урезать государственный бюджет на визуальные искусства на 31 млн евро голландские политики мотивировали фальсификациями реального положения дел в сфере искусств. Они призывали усердно работающего голландского гражданина не оказывать поддержку художнику, поскольку художник — представитель элиты с чрезмерными потребностями, но нестабильным финансовым положением.

Прекратилось финансирование двух крупных журналов «Меtropolis М» и «Оpen Magazine about art and public». В августе — сентябре «Метрополис» проводил дискуссию с визуальными и письменными протестами против такого положения дел. Двойственным и противоречивым ответом на прекращение финансирования явилась серия «Голландский шкаф» Сары ван дер Хейде. Она обратилась к своему архиву рисунков на каждый последующий день, пока правительство остается у власти, меняя их. Слово «шкаф», Kabinet по-голландски, также означает правительство. Есть здесь и отсылки к «коричневым рубахам», голландскому национал-социалистическому движению, сотрудничавшему с нацистами.

Не менее тревожная ситуация с финансированием Рейксмузея и других художественных институций Голландии. В интервью Кэти Нобл с кубинской художницей Таней Брегера речь идет об очень необычном долговременном проекте в Нью-Йорке «Международное движение иммигрантов». Брегера не ставит целью эстетизацию политической проблемы, работает над определением иммигранта как уникального гражданина мира, пытаясь создать иное общественное мнение в отношении иммигрантов. Она осуществляет проект в Квинсе, где живет 46% населения Нью-Йорка и обитатели района говорят на 167 языках. В период работы над проектом 42-летняя художница проживала в Квинсе без социального страхования вместе с 12 иммигрантами и их семьями и не создавала произведений для продажи, для выставок и т.п.

Статья Сэма Торна и Стейси Аллан «Тихоокеанское стандартное время» рассказывает о беспрецедентном сотрудничестве над одноименным проектом 70 музеев и галерей, подготовленным музеем Гетти и посвященным южнокали-форнийскому искусству 1945–1985 годов. Ценность публикации в том, что «Frieze» предлагает две точки зрения на одно и то же событие, что дает читателям пищу для размышлений.

В статье «Длинные 90-е» Л.Б. Ларсен пишет, что если отличительными особенностями искусства 1980-х годов были заимствования и неоэкспрессионизм, то в 1990-е современное искусство подразумевало «существенное обновление искусства, изменение способов его цир-кулирования за счет распространения жанра биеннале и появления новых журналов. Важное значение имел поворот к социальному искусству в форме некой ситуации или процесса. Как произведения искусства представали клуб, бар, танцевальный зал, игра в футбол, а мог быть и фрагмент мебели («Бесплатная столовая» Р. Тираванийи). Повседневная жизнь вновь обрела большое значение.

В интервью Ларсена с Крисом Дерконом, новым директором Тейт Модерн, речь идет о новых способах привлечения зрителей. По мнению Деркона, сегодня люди приходят в музей с новыми целями, хотят общаться с сотрудниками музея с помощью социальных сетей. «Их интересуют интенции наших решений, — говорит Деркон, — почему мы показываем именно этого художника. Но больше всего им нравится задавать вопросы».

Раздел «Очень, очень хороший» посвящен достижением 2011 года в области архитектуры, дизайна, кино, музыки, книгоиздания. От проектирования домов в Японии до трансформации городских пространств в Каракасе: архитектура прошлого года характеризовалась переосмыслением общественного и частного пространства, пишет Н. Маак. В прошлом выбор архитектурной застройки для частной сферы был крайне ограничен и зависел от финансовой ситуации: маленькая квартира или большая, маленький дом или большой. Архитектурный формат, по мнению Н. Маака, почти навязывал образ жизни: мать, отец, один или трое детей, семейная машина в гараже. В Японии наметилась тенденция к обыгрыванию в здании свободных архитектурных форм (дом Морияма в Токио архитектора Рю Нишизавы). Это попытка создания противоположной модели, позволяющей жителям квартиры или дома принимать много друзей и создавать комфортные условия для многочисленных семейных групп.

Группа современных жилых помещений в Калифорнии, биеннале дизайна в Азии и новые дизайн-студии Эухении Белл и Беатриче Галилиэ стали наиболее яркими явлениями дизайна в 2011 году. Впечатляет в журнале и крупный раздел (30 страниц) обзоров: 40 рецензий из 25 городов 16 стран. В них сделан акцент на групповых выставках с рецензиями на биеннале в Сан-Паулу, Салониках, на крупные проекты художников. Выставка «Проживание как форма» в Крытом рынке Эссекса в Нью-Йорке, организованная 25 кураторами, включает документацию проектов более 100 художников для девяти специально отведенных мест в районе Крытого рынка Эссекса. Выставка заявлена как беспрецедентный международный проект, исследующий двадцатилетнюю практику создания произведений, стирающих границы между искусством и повседневной жизнью с обязательным участием, диалогом и вовлечением в процесс как можно большего числа людей. «Проживание как форма», по мнению Хофмана, становится понятием социальной практики. Цель проекта и его нарочитая открытость противостоят традиционным нормам и формам создания искусства, но при этом оказываются и его слабыми сторонами, особенно когда организаторы действа пытаются вступить в контакт с окружающими.

Заслуживает внимание статья Б. Брюннер «Общественный фольклор» о выставке с тем же названием в Грацер Кунстферайн в Австрии. Двадцать известных европейских художников комментировали недавнее возрождение фольклорных тенденций в соотношении с националистическими тенденциями в политике и культуре в Европе и за ее пределами.

По содержанию и дизайну британский журнал «Фриз» сегодня — один из лучших в мире периодических изданий по современному искусству.

ДИ №3/2012