×
Серебряная камера-2011
Наталья Протасеня

В ЦВЗ «Манеж» прошла очередная отчетная выставка работ участников ежегодного конкурса на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера-2011».

В 2001 году конкурс был учрежден Правительством Москвы совместно с музеем «Московский дом фотографии» с целью развития российского фотоискусства и стал первым в России конкурсом для фоторепортеров. Одна из главных его задач — оказание поддержки молодым фотографам. В начале февраля в Московском доме фотографии (он же Мультимедиа Арт Музей) были названы имена победителей. В номинации «Архитектура» Гран-при получил безлюдный московский пейзаж Сергея Румянцева («Улица Марьинский Парк») Главный приз правительства Москвы в номинации «События из повседневной жизни» вручен маститому Анатолию Белясову за «Обычную выставку» гробов на ВВЦ. Юный илья Батраков за серию на актуальную тему «Перемен» поедет на стажировку в Дюссельдорф. А за черно-белую графичную серию «Казанский вокзал» Дмитрию Звереву достался смартфон и третье место. Портрет дирижера Кента Нагано фотографа Владимира Вяткина — победитель в номинации «Лица». Еще одну стажировку в Дюссельдорфе получила Ольга Матвеева за портреты простых прохожих на Воробьевых горах. Работы из серии Владимира Мишукова «Близкие люди. Люди с синдромом Дауна» пополнят фонды МАММ. Кроме того, организаторы поддержали молодые дарования. Анастасия Калеткина с приятным пленочным old-school циклом «В небо» летит в Париж на Paris Foto как лучший молодой фотограф до 30 лет. Приз Prolab Production вручен Софье Гавриловой за проект «Москва/не Москва». Ну а приз зрительских симпатий за серию «Один день из жизни лавочки» — Андрею Колмакову.

В России расцвет фоторепортажа пришелся на советские годы, открывшие зрителю таких классиков фотожурналистики, как Аркадий Шайхет, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Владислав Микоша, Виктор Ахломов, Александр Устинов, выполнявших государственные заказы. Сегодня документальная фотография все больше уходит в тень соперницы — художественной фотографии, хотя зачастую грань между ними полностью стирается. Но именно фотожурналистика донесла до нас историю СССР, эпоху перестройки и бурных 1990-х, а благодаря документальным кадрам анонимных авторов мы можем представить себе Москву конца XIX века.

Любопытно, что к участию в конкурсе допускаются как мэтры, так и новички. За прошедшие годы наравне с начинающими фотографами список призеров украшали имена Александра Абазы, Владимира Мишукова, Ильи Варламова, Юрия Аввакумова, Игоря Мухина, Владимира Вяткина, Георгия Первова, Саши Ауэрбах, Людмилы Зинченко и других признанных мастеров российской фотографии. Ситуация, когда начинающие фотографы-любители соперничают с профессионалами, кажется немного странной, но куратор проекта «Серебряная камера» Нина Левитина так комментирует решение музея: «Профессионал от любителя отличается только тем, что для первого фотография является ремеслом, способом зара-ботка. Мы же верим, что непрофессионалы могут снимать не хуже признанных мэтров».

Член комитета жюри, заместитель директора МДФ/МАММ, ответственный секретарь Союза фотохудожников России Сергей Бурасовский целью конкурса видит архивацию визуальной истории Москвы: «Мы стремимся к созданию нового, современного языка фоторепортажа. Языка, отличного от того, который существовал еще сравнительно недавно — в 1970–1980-х годах. Мы приучаем современных фотожурналистов работать сериями, очерками. Вот почему к участию в конкурсе принимаются репортажи объемом 7–15 фотографий. Также важно отметить, что на сегодняшний день уровень любительской фотографии заметно повысился».

Конкурс проводится в трех номинациях: «Лица», «События и повседневная жизнь«, «Архитектура». Номинантов на премию определяет организационный комитет конкурса, состоящий из кураторов Мультимедиа Арт Музея/ музея «Московский дом фотографии». Работы оцениваются в условиях полной анонимности, что способствует беспристрастной оценке жюри, в число которых входят известные российские фотографы, галеристы, а также главные редакторы журналов. В каждой из трех номинаций вручается Гран-при в размере 5 тысяч долларов и две премии, определяемые жюри. Премией может стать поездка на стажировку в один из европейских центров (Париж, Дюссельдорф), посещение международных художественных форумов или годовой контракт на высококачественную печать с одной из профессиональных фотолабораторий. Работы победителей конкурса приобретаются в фонд музея «Московский дом фотографии». На конкурсе также предусмотрен приз зрительских симпатий, вручаемый по итогам голосования. Анкеты для голосования размещались на сайте конкурса, высказать свое мнение предлагалось и в выставочном зале Манежа, где были представлены наиболее яркие снимки, отобранные из 5 тысяч работ, принятых к участию.

П розаичные московские дворы, и мельниковская архитектура, и московская ночная жизнь во всех ее проявлениях, и одиозные панки-неформалы, и пациенты НИИ психиатрии им. Сербского, и памятник Дзержинскому, и очередь к поясу Богородицы, и лица московских обывателей — все окутано флером нежнейшего романтизма. Невольно возникает вопрос, как же нужно любить свой город, чтобы за ржавой решеткой забора разглядеть стаю взлетающих птиц, в скучных проводах увидеть кружевной филигранный узор, а в дымовых трубах и вентиляционных люках признать следы внеземных цивилизаций!

Интересных кадров на выставке было немало. Например, серия домов с единственным горящим окном — незамысловато и поэтично. Или серия «Один день из жизни лавочки», отсылающая к фотографическим этюдам молодого Кубрика в нью-йоркском метро. Фотосет «Московские коммуны» предлагает зрителю взглянуть на быт юных обитателей бывших советских коммуналок, где молодые люди живут одной большой семьей в атмосфере свободы и творчества — весьма распространенная практика среди московской молодежи. Здесь же торжественные и загадочные интерьеры старых советских гостиниц «Пекин» и «Советская», чьи таинственные постояльцы походят на героев фильмов жанра нуар. Серия «Московские семьи у телевизоров» погружает в мир абсурда, наводненный телевизионными клише, где голубой экран остается неотъемлемой частью интерьера классической московской квартиры.

Еще одна яркая художественная находка молодых дарований — серия «СССР — Москва». На снимке изображены граждане бывших республик Советского Союза на фоне золотых скульптур одного из символов советской эпохи — фонтана «Дружба народов» на ВВЦ. Портреты проживающих ныне в Москве представителей братских народов и фотографии скульптур сгруппированы соответственно — по национальному признаку. Добавим к этому портреты лидеров оппозиционного движения, а также кадры, сделанные в день исламского праздника Ураза-байрам, и получим полную картину современной московской действительности, с ее калейдоскопом лиц, культур, событий и потрясений. Острые социальные проблемы также не могли укрыться от фоторепортера: с футуристическими индустриальными пейзажами соседствуют репортажи из московских тюрем, с митингов и мест политических беспорядков, из реабилитационных центров для больных детей и инвалидов, залов суда и камер предварительного заключения. Несомненно, фото-архивация московской истории как одна из главных целей конкурса «Серебряная камера» полностью себя оправдывает. Здесь мы можем наблюдать, как лучшие приемы мирового фоторепортажа получают новое преломление в сознании следующей генерации фотографов-документалистов.

ДИ №2/2012

30 апреля 2012
Поделиться: