×
Художники, бросайте ваши кисти!
Азиза Гусейнова

Следить, как рождаются образы у художника Давиде Сальвадеи (псевдоним Эрон), — истинное удовольствие. 

С маской на лице (чтобы не вдыхать вредные испарения), с банкой спрея с краской в правой руке и очень редко с крохотным наброском будущего изображения в левой он располагается перед мольбертом. Рядом на столе множество баночек с распылителями различных красок. Вот он берет одну баночку и начинает с поразительной быстротой и точностью заполнять поверхность холста простыми изображениями. (Сначала появляются дом, солнце, затем на первом плане возникает сидящая на скамейке женщина спиной к зрителю. Кажется даже, что она, как завороженная, созерцает солнце). Или хаотичным образом в манере spray painting изображает беспорядочные черные круги, напоминающие воронку, затем на первом плане помещает фигуру мужчины в оранжевом жилете, и мы понимаем, что перед нами вход в тоннель и спасатель. Таким же невообразимым и невероятным образом он живописует закат, солнце, отражающееся в воде… Возникает нечто, рождающее в памяти романтические пейзажи в духе Каспара Давида Фридриха. Но сотворяет эту живопись художник с помощью обыкновенного распылителя краски.

Давиде Эрон Сальвадеи родился в 1973 году в Римини, учился в Институте искусства в Урбино. В 1988 году начал заниматься стрит-артом и живописью с помощью спрея. В 1994 году журнал «Аэль» назвал его лучшим итальянским стритартистом.

В 2006 году городское управление Римини заказало Эрону плакат для туристического сезона в городе. Впервые такой заказ получил стритартист с мировой славой. «В этой картине, сделанной с помощью живописи спреем, на холсте 170х175, — комментирует художник, — главная тема — написание слова «Римини», которое интегрируется в морской пейзаж как реальный элемент, освещающий вечер, как физически, реальным способом, так и концептуально». Так впервые уникальным героем в туристической афише стало море.

В своих произведениях Эрон размышляет об острых проблемах современности и об акте рисования как врожденном челове-ческом инстинкте общения. На выставке «Внутри вашей головы» в Музее современного искусства на вилле Франчески в Риччоне в августе 2011 года демонстрировались работы из серии «Пейзажи в голове». Сон — руководящая нить выставки. Согласно теории сновидений Дарвина сны могут порождать новые идеи, если происходит случайное изменение мысли. Название выставки можно понимать как место, где завершается процесс компоновки фигуративного произведения, которое зритель воспринимает по-своему, фильтрует и конкретизирует на основе архива чувств и личных воспоминаний.

Ментальные пейзажи Эрона — это материальное воплощение его мыслеформ. Спонтанность жестуального знака уживается с определенной структурой реальности, с воспроизведением физических элементов предметов с точностью фоторе-ализма с помощью пульверизатора, распыляющего краски на поверхности холста.

Серия «Пейзаж в голове», над которой он работает несколько лет, продолжает цикл работ «Инстинктивное искусство», персонажами которых были мальчики, занимающиеся рисованием. Серия состоит из пейзажей, напоминающих места, где родился художник, сотворенные из неба, облаков, городских панорам, воспроизведенные с фотографической точностью. Здесь вступают в игру один или несколько элементов, написанных в стереоскопической манере. Чаще всего это изображения единичных предметов, которые взаимодействуют с реалистически воспроизведенным пейзажем.

Воображение, бессознательное, состояние души, мысль обретают таким образом форму через наивный знак, который инкорпорируется в реальность, чтобы вступить в диалог с миром. Своеобразный вид метаязыка, когда воспроизводится реальность в ее физическом и символическом наполнении, порождая совершенно новое пространство.

Помимо специфической атмосферы, меланхоличной и суггестивной, характерная черта творений Эрона — постоянная взаимосвязь разных элементов, реалистическая манера письма, стилистика детского рисунка и современная техника исполнения, присущая граффитистам.

Экспериментирование на холсте не нарушило стрит-артистских принципов вмешательства Эрона в городскую среду. При рассматривании его произведений ощущаешь, что автор всегда учитывает контекст, крайне необходимый для восприятия его работ, осознаешь, что он фокусируется на социальных темах и на акте рисования как врожденном инстинкте человека для обмена своими мыслями.

На стилистическом уровне работы серии «Пейзажи в голове» порождают парадоксальную связь между стилизованным штрихом и почти фотографической точностью и особой живописной субстанцией, которая своей поверхностью напоминает современные высокотехнологичные принты. Этот парадокс входит в содержательные смыслы произведений: они навевают ощущение меланхолии и тоски и в то же время волевого и эмоционального напряжения, исходящего от необычной экспрессивной жестуальной манеры исполнения.

В Риччоне на вилле Муссолини на выставке «В вашей голове» помимо живописных работ демонстрировалась видеоинсталляция «Когда-либо и навсегда. Из столетия в столетие», документирующая создание Эроном росписи в интерьере церкви в Римини с помощью аэрозольной краски. Создав эту работу в 2010 году, Эрон нарушил эстетические каноны традиционной религиозной иконографии. Так современный стиль стрит-арта оказался востребованным в храме, преодолев таким образом этнические, стилистические, сюжетные и религиозные ограничения, бытовавшие на протяжении столетий. Произошла сакрализация искусства, которое вплоть до сегодняшнего дня вызывало всеобщее пренебрежение.

ДИ №2/2012

30 апреля 2012
Поделиться: