×
Свободные мастерские в мастерской Коненкова
Анастасия Мазуренко

Более десяти лет школа современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства организует выставки молодых авторов, открывая новые имена и привлекая не только слушателей школы, но и творческую молодежь из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. 

Школа возникла в уже далекие от нас 1990-е, когда еще мало кто задумывался об образовательных проектах в области современного искусства, а современное искусство было фактически маргинальным явлением в пространстве художественной жизни. «Свободные мастерские» идеологически позиционировали себя как продолжатели дела К. Малевича и В. Кандинского, преподававших в государственных свободных мастерских в Москве и Петербурге. Свою задачу они видели в приобщении молодых к современному искусству, в попытке научить их адекватно воспринимать современный художественный процесс, в возрождении отечественной традиции независимого художественного образования, альтернативного академическому. Среди основателей школы — группа профессоров московских университетов, известные художники, историки искусства и критики: Вера Дажина, Валерий Турчин, Ксения Богемская, Александр Пономарев, Владимир Куприянов, Вячеслав Колейчук, Виктор Мизиано. В разное время со школой сотрудничали Анатолий Брусиловский, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Франсиско Инфанте, Питер Гринуэй, Марат Гельман, Екатерина Деготь, Дмитрий Пригов, Серж Головач, Андрей Бартенев и многие другие.

Символично, что новой выставочной площадкой «Свободных мастерских» стало пространство музея-мастерской величайшего русского скульптора ХХ века Сергея Тимофеевича Коненкова, фактически нашего современника, отличавшегося свободой творческого «высказывания», которую так ценят и развивают у учеников преподаватели школы. Дипломной работой выпускника Санкт-Петербургской академии художеств Сергея Коненкова был «Самсон, разрывающий узы» (а вместе с ними и некоторые принципы академической системы образования), никем не принятый и впоследствии уничтоженный в академии. В советские 1960-е Коненков создает своего неожиданного «Христа» и авангардную композицию «Космос», которую можно назвать одной из первых инсталляций в русском искусстве того времени. Работы последних лет его жизни сохраняли смелость молодости или то, что мы обычно связываем с ней — дерзость и провокационный задор, неординарность и независимость мышления, свободу от стереотипов.

Союз Музея Коненкова и «Свободных мастерских» длится несколько лет, и выставки молодых художников здесь стали доброй традицией. Все проекты школы «Свободные мастерские» в рамках задуманного цикла призваны гармонично вписаться в постоянную экспозицию музея-мастерской. Зачастую такое соседство приводит к неожиданным сопоставлениям, ненамеренному диалогу в культурно-временном пространстве представителей разных поколений и направлений, что делает эти выставки особенно интересными.

С мая нынешнего года состоялось пять проектов, диапазон которых простирается от живописи до арт-объекта: «Репетиция утверждений» Дарьи Суровцевой, «Одиночество» Марии Ионовой-Грибиной, «Коллекция» Аси Мухиной, «Только красное» Маймы Пушкаревой, «Между» Елены Юдиной и Ольги Кавун. Все выставки, отмеченные ярко выраженной индивидуальностью авторов, вызвали немалый интерес в профессиональной среде.

Первый проект представлял востребованную сейчас молодую художницу Дарью Суровцеву, выпускницу школы «Свободные мастерские», больше известную за границей, чем в России. Любимый материал фарфор Дарья сочетает со стеклом, бронзой, мрамором и легким пластиком. Это позволяет необычно и по-разному использовать возможности керамики. Скульптуры Суровцевой напоминают замысловатых существ или космические биоморфы, но, по сути, являются метафорами ее поэтических идей. Ирреальность художественных фантазий обретает в них чувственность и лиричность. Представленная в рамках выставки серия скульптур «Иллюз №» воплощает идею призрачности видимой действительности, в которой именно иллюзии становятся подлинной реальностью.

Автор второго проекта фотохудожник Мария Ионова-Грибина — постоянная участница выставок современного искусства и фотографии, преподаватель Московской академии фотографии и Школы визуальных искусств. Ее «Одиночество», мультимедийный проект, созданный на основе фотографий, выявляет базовые состояния человека в современной городской действительности. Мария предлагает зрителю увидеть, почувствовать, додумать собственные частные переживания и глобальные проявления одиночества, знакомого каждому и разного для всех.

Молодая художница Ася Мухина, проявившая себя также в качестве куратора, работает в таких направлениях, как перформанс, медиаперформанс, анимация, видеоарт, ведет образовательные программы в Московском музее современного искусства. Ее выставка «Коллекция» в Музее Коненкова представляла собой набор загадочных барельефов, видео и фотографий. Предметы, которые Ася выбрала для своей коллекции, крайне специфичны: в ее объектах и фотографиях отдаленно угадываются изгибы человеческого тела. Концептуальный проект сохраняет пластическую составляющую; «Коллекция» демонстрирует чувственную сторону коллекционирования, человеческую страсть к собирательству.

На выставке «Только красное» Маймы Пушкаревой была представлена серия работ, выполненных в технике, которую она сама определяет как «отпечаток тела». Новатором использования тела как инструмента в перформансах был Ив Кляйн. В отличие от мэтра Майма сознательно делает недоступным для созерцания процесс создания «картины», мы видим только его результат. В работах молодой художницы запечатлено ее состояние в разных ситуациях: каждый отпечаток уникален, как уникально само тело в каждую секунду бытия, а также отношение к нему в разные периоды истории культуры. В одних работах угадываются очертания неолитической Венеры, вызывая ассоциации с первобытным культом женского начала. Другие отпечатки напоминают манекены Де Кирико, некоторые апеллируют к работам Энди Уорхола и поп-арту в целом.

Все выставки в Музее Коненкова нельзя назвать дебютными. Их авторы были в свое время «открытием» различных проектов школы «Свободные мастерские», прежде всего таких ее программ, как «Мастерская» и «Дебют». Сейчас они стали вполне самостоятельными творческими индивидуальностями и активными участниками современной арт-сцены.

Совместные проекты школы и Музея Коненкова будут продолжаться, а какими будет диалог классики авангарда и поколения молодых авторов, покажет время.

ДИ №1/2012

7 февраля 2012
Поделиться: