В мае в залах музея Гугенхайма была представлена персональная выставка иранской художницы и коллекционера восточного искусства Монир Щахроуди Фарманфармайан (Monir Shahroudy Farmanfarmaian).
|
Ее искусство широко известно благодаря многочисленным выставкам на международных площадках актуального искусства - на Венецианской биеннале 1958 она представляла Иран, ее выставки состоялись в музеях актуального искусства Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Мюнхена, Токио, Сан-Пауло…
Монир Шахроуди родилась в 1924 году, училась в Тегеранском Университете на факультете искусств, позже в Париже, она переехала в США, где увлеклась дизайном и работала иллюстратором в журналах мод. В это время возникает ее интерес к монотипии, ее работы в этой технике и были представлены в павильоне Ирана на венецианской биеннале 1958 года. В 1957 году она выходит замуж и возвращается в Иран. Здесь у нее появляется возможность экспериментировать с зеркальным стеклом. Этот материал традиционно используется в восточном архитектурном декоре и украшении интерьеров, в качестве вставок в мозаики, для инкрустации мебели и предметов декоративного искусства. Техника работы с этим хрупким материалом требует ювелирной тщательности и математической точности .Художнице удается парадоксальным образом соединить в своих работах традиции и технику персидской мозаики и и мировую тенденцию минимализма, пышную виртуозность восточного орнамента и смысловую зашифрованность актуального искусства .Зеркальное стекло множеством непредсказуемых отражений значительно усиливает декоративный эффект композиций Монир Шахроуди, но при этом концептуальная идея артикулирована со свойственной художнице логикой. Подготовительные чертежи, представленные в экспозиции, демонстрируют не только сложность и многодельность подготовительного процесса, но также и интеллектуальные основания ее творчества. Ее интерес к геометрическим паттернам сформировал особый стиль и метод ее работы, а культурный опыт позволил использовать традиции восточных геометрических абстракций.
Текст,фото Ада Сафарова