×
В стремлении к абсолюту
Юлия Довгая

Би Флауэрс. «Мечтатели об абсолюте»

В галерее, открытой лондонским издательством «Sylph Editions» в реконструированной часовне на улице Kilburn Vale (Долины Килберн), проходит выставка художника Би Флауэрса. Среди барельефов, выступающих из кирпичных стен галереи, есть те, изображения которых включены в недавно вышедшую книгу американской писательницы Анны Сан. Издательство продолжает традицию выпуска малотиражных книг, в которых текст и работы художников, созданные независимо друг от друга, вступают в сложное взаимодействие в одном семантическом поле. Так, если в своих «Мечтателях об абсолюте» Анна Сан рассматривает процесс самопознания индивида в попытках понять и принять себя, то в представленных работах Би Флауэрса разговор идет скорее о формировании сознания этого индивида, вернее даже, о формировании у него элементов массового сознания.

В экспозицию выставки вошли работы из двух последних серий художника: «Flow» («Поток») и «Forge» («Кузница»). Названия работ, дополненные порядковыми номерами, лаконичны: «Голова», «Фигура», «Машина». Таким образом, вопрос о персонализации изображений снят. Речь идет явно о другом. Портреты и фигуры, вырезанные из камня, есть в той и другой серии, но они заметно различаются, в первую очередь степенью реалистичности. В «Кузнеце» тела и лица имеют намного более абстрактные формы, а в некоторых барельефах человеческие очертания едва проступают из органической массы и выявляют скорее процесс трансформации материала. Потом уже в другой серии появятся паттерны готических узоров, вошедших в человеческую плоть и отсылающих нас к культурным клише средневековой церковной архитектуры, которая в данном случае обозначает одну из сильнейших культурных традиций, переходящей из поколения в поколение в течение века.

Тему меметической* инженерии, оперирующей формами человеческого тела, поддерживают отдельно стоящие скульптуры, напоминающие своими строгими формами сложные технологические конструкции. Их отдельные части выкрашены в ярко-желтый цвет, который в промышленных цехах часто сигнализирует об опасности и необходимости повышенного внимания. Примечательно, что эти желтые детали имеют в основном сходную форму, напоминающую нож гильотины, резака, применяемого в пищевой промышленности. Художник подчеркивает, что перед нами системы по переработке или формированию сырья, программная цель которых — добиться максимально возможной функциональности в создании отформованной продукции. По логике экспозиции конечным результатом можно считать барельефы с элементами человеческой анатомии, покрытые сложным средневековым орнаментом, скопированным Би Флауэрсом с архитектурных оригиналов. На протяжении столетий готическое искусство преобладало в архитектуре европейских городов. До сих пор ажурные узоры, исполненные в камне, ассоциируются в первую очередь с образами средневековых соборов.

Однако использование художником образов, связанных с религиозной системой, не сводится к идее порабощения человеческого сознания давно выработанными нормами социального общества. Структурами, моделирующими и распространяющими мемплексы (по мематике это большие группы информационных единиц, копируемых и передаваемых совместно), могут стать не только религиозные учения, но и другие идеологические теории. «Чтобы успешно воспроизводиться, единицы культурной информации должны стремиться к трем целям — максимальной точности своей передачи (чтобы избежать мутаций), широчайшему распространению и как можно более долгому по времени воспроизводству. Те из них, которые наилучшим образом решают эти три задачи, являются триумфаторами в процессе эволюции культуры», — считает одна из теоретиков меметики Сьюзен Блэкмор.

В наше время источники, влияющие на массовое сознание, имеют в своем арсенале высокоскоростные информационные системы, охватывающие миллионы людей, тема становится как никогда актуальной.

Работа, связующая идеи серий «Кузнеца» и «Потока», — панно, обрамленное свинцовыми рамами, иллюстрация стремительного размножения идеологического вируса в подвластном ему сознании. Завораживающая картина процесса репликации толкает к поискам контроля и защиты. Парадоксально, но сторонники меметики (историки, философы, социологи и психологи) видят возможность защиты в тех же процессах расширения информационной доступности идей, но при условии сохранения свободы, их ротации и поощрения критического к ним отношения.

PS. Одним из инициировавших проекты «Flow» и «Forge» моментов стал, по словам Би Флауэрса, его ранний опыт работы в молочной промышленности, который дал ему образ переработки молока путем внесения в него бактериальных культур.

«Flow» был начат во время учебы художника в магистратуре Королевского колледжа искусств в 2013 году и дал основание Блумбергу назвать его одним из «New Contemporaries» 2014 («Новые в современном искусстве»).

* Меметика — развивающаяся наука о мемах (от греч. μίμημα — подобие), единицах культурной информации, которая копируется, передается от человека к человеку. Термин в 1976 году ввел специалист по эволюционной биологии Ричард Докинз, рассматривая аналогию между генетическим и культурным наследованием.

ДИ №5/2014

21 октября 2014
Поделиться: