×
Природа иллюзий и реальности в калейдоскопе Германа Титова.

Наталья Горожанцева о выставке «Жена астронавта или приходите завтра»

 

Германа Титова можно назвать адептом московского концептуализма в версии Андрея Монастырского, в одном из интервью давшего его определение: «концептуализм указывает на другие темы, взаимосвязи. Это такая смотровая площадка, с которой можно обозревать контексты». Именно взаимодействие с Монастырским в свое время подтолкнуло Титова, коллекционера, мецената и издателя «Библиотеки московского концептуализма», к началу собственной художественной деятельности.

В своем новом проекте «Жена астронавта, или Приходите завтра» в Московском музе современного искусства Герман Титов размышляет о природе реальности и ее метаморфозах, преломлениях и искажениях в восприятии человека. Объекты, составляющие экспозицию, образуют постоянно пульсирующие конфигурации, вступающие друг с другом в ризомные связи. А пространство малого зала на первом этаже музея на Петровке, небольшое, идеально симметричное, уподобляется герметичной капсуле, заключившей в себя выставку.

По сути, «Жена астронавта, или Приходите завтра» – это тотальная инсталляция из нескольких частей, каждая из которых визуализирует определенную историю. Открывает череду сюжетов коллаж из вырезанных из каталога советской мебели страниц, полностью покрывающий одну из стен. Обращает на себя внимание, что изображения предметов мебели не совпадают с приложенной к ним схемой, но виной тому нетипичная логика расположения картинки и описания: схема находится на обороте иллюстрации, а не рядом с ней. Напротив входа в зал размещена трехканальная видеоинсталляция, на центральном экране крупным планом демонстрируются джунгли и водопад, на левом – концовка фильма Рэнда Рэвича «Жена астронавта»; на правом – работа, изображающая жену художника с тремя черными воздушными шариками в руках.

Центральное видео с пенящимся водопадом напоминает таинственную субстанцию, показанную на соседнем видео, и на контрасте с ними статичные изображения налитых жизненными соком листьев тропического дерева. Скругленные, напоминающие воздушные шары, они связующее звено между левой и правой частями видеоинсталляции. Еще одно сопоставление – белая прозрачная субстанция, что мечется между мужчиной с женщиной в фильме Рэвича, и черные матовые воздушные шары в руках жены художника, которая в этом контексте ассоциируется с женой астронавта.

Повествование замыкает серия «смазанных» ночных фотографий, испещренных дефектами в виде пузырящихся кругов. Они напоминают потусторонние образования из фильма «Жена астронавта».

Художник дополняет эти сюжеты объектами, в своем роде вещественными уликами, удостоверяющими каждую рассказанную им историю. К ним можно отнести деревянный макет ракеты, книгу японской монахини Дзию Кеннетт «Водой торгуя у реки», а также свинцовые сапожки, скромно разместившиеся у входа на выставку. Некоторые объекты акцентируют ключевые проблемы, затронутые в проекте. Так, книга «Водой торгуя у реки», раскрытая на страницах с рассуждениями о несовершенстве человеческого зрения, неспособного различать истину, выявляет проблему искаженной оптики, которая резонирует практически в каждом произведении проекта. В попытке продемонстрировать, как далеко наше зрение от подлинного видения, писательница сравнивает человека здорового и больного катарактой, который видит лишь фрагменты материального мира, с трудом складывающиеся в общую картину.

Все эти визуальные искажения вызывают головокружение, оно усиливается, когда зритель проходит по качающемуся мосту в центре экспозиции. Интерактивная инсталляция в виде аттракциона заключена в белый куб посреди зала. Этот «куб в кубе» выполняет множество функций, одна из них – помочь зрителю физически ощутить иное измерение пространства, созданного художником. Массивный белый куб, в котором находится головокружительный аттракцион, преломляет не только пространственные, но и смысловые координаты, распадающиеся на множество векторов.

Стратегия объединения-разъединения привлекает Титова. Подобные художественные эксперименты в 2008 году проводил Вадим Захаров, он описан в первой части книги «Капитон»: «собрать несколько не связанных друг с другом элементов в единый образ, логичный, но непонятный». Прибегая к подобной методе, Титов исследует принципы соединения разнородных объектов в одно произведение, инициируя тем самым возникновение ассоциаций, выявляя родственные связи, порождая новые смыслы. Связь между объектами основывается на соединении многочисленных смысловых элементов, гетерогенных и равноправных, порождающих варианты прочтения. При этом Титов инсталлирует материализованные идеи, впечатления и дематериализует объекты, растворяя их в противоречиях множественных интерпретаций. Но принципиально важно, что эти интерпретации художник запрограммировал на сосуществование. Выбор одного смысла в пользу другого невозможен: линейная концепция или-или здесь не работает.

Таким образом, выстраивается мультиверсум, в котором, нарушая законы геометрии, все мыслимые векторы проблем, затронутых художником, пересекаются и в то же время парадоксально находятся параллельно друг другу. Такому тончайшему балансу в экспозиции способствует пространственный куб зала, где все повествовательные линии сближены и зеркально вторят друг другу.

В этом прошитом символами мире связь между объектами ощущается, но она не очевидна. Это заставляет зрителя не только всматриваться в произведения, но и разгадывать тайный код их взаимодействия. То есть зрителю на этой выставке отведена роль и стороннего наблюдателя, и активного участника. Прохождение же по шаткому мосту внутри инсталляции символизирует акт инициации и в то же время позволяет глубже проникнуть внутрь неустойчивого пространства калейдоскопа, который представляет собой выставка.

30 декабря 2015
Поделиться: