×
Дом, который построил...
Лия Адашевская

Выставка номинантов премии Инновация-2015 в ГЦСИ.

Главным отличительным событием XI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства Инновация стала отмена главной номинации – «Произведение визуального искусства», что явилось результатом скандала возникшего вокруг акции Петра Павленского «Угроза», которая большинством голосов должна была войти лонг-лист, но ГЦСИ ее отклонил. В знак протеста несколько членов покинули Экспертный совет, а те, кто остались решили вообще не присуждать премию в этом году в этой категории.

Нет нужды более подобно останавливаться на этом инциденте, он много и горячо обсуждался в прессе и социальных сетях, так что в каком-то смысле главное медийное событие Инновации 2015 уже произошло, еще до объявления имен номинантов. Что же касается самой выставки, которая открылась 1 апреля и продлится до 29 мая, то ее традиционно сложно рассматривать как именно выставку произведений, это, скорее, дайджест наиболее интересных, по мнению членов Экспертного совета, событий художественной жизни за минувший год. Учитывая специфику представленного, этот цитатник не для широкого зрителя, ибо просто маркирует проекты. Для не видевших в полном объеме всех выставок, это некий малопонятный пунктир. Конечно, можно прочесть описания, но все же мы имеем дело с визуальным искусством. И не покидает мысль – может, полезнее для того же зрителя делать выставку победителей и дать полнее и информативнее эти проекты. Правда, останется проблема – победителем может оказаться фестиваль или даже целая биеннале. Но такие растянувшиеся во времени и пространстве проекты можно представлять через видеодокументацию…

Кстати, по поводу биеннале. В номинации «Региональный проект» в этом году один из претендентов – Алиса Прудникова с третьей Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Кураторами ее основного проекта, занявшего пространство огромной 10-этажной гостиницы «Исеть», выступили Бильяна Чирич и Ли Чженьхуа, но почему-то ни на сайте ГЦСИ, ни в путеводителе по выставке номинантов их имена в списках не значатся. Только комиссар. Кроме того программа спецпроектов Уральской биеннале включала три проекта: Кирилла Светлякова «Музей современного искусства: департамент труда и занятости», тотальную инсталляцию «Заводы. Прямая речь» Кати Бочавар и проект итальянского художника Микеле Джангранде. Плюс в 11 городах региона была реализована программа арт-резиденций.

Комиссар, как организатор и вдохновитель всего процесса, безусловно важная единица и даже в каком-то смысле главная. Но все же, может логичнее для этой опции ввести еще одну номинацию?

Кроме Уральской биеннале, в этой категории претендуют на победу: приуроченная к открытию после реставрации здания Арсенала Нижегородского Кремля выставка «Музей великих надежд» (Алиса Савицкая и Владислав Ефимов при участии Ксении Ануфриевой, Елены Беловой, Евгения Стрелкова и Олеси Филатовой), выставка «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960 – 2010-е», созданная в партнерстве с галереей современного искусства «Арка» и Приморской государственной картинной галереей (кураторы Алиса Багдонайте, Вера Глазкова, Наталья Левданская), 13-й международный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» в Санкт-Петербурге (кураторы Елена Коловская, Алиса Прудникова) и Международная арт-резиденция «Наблюдения открытого пространства» музея-заповедника «Дивногорье» (кураторы Яна Малиновская и Михаил Лылов).

Обращает на себя внимание тот факт, что за половиной представленных проектов стоит со-кураторство, то есть работа осуществлялась коллективно, некими сообществами единомышленников.

Что является своего рода иллюстрацией к проекту Виктора Мизиано «Невозможное сообщество», теоретическая часть которого – трехтомник – представлена здесь же в соответствующей категории. Сам же Мизиано к этому моменту не то чтобы утратил интерес к сообществам, коммуникационной эстетике, но несколько сместил акцент в своей кураторской и теоретической работе в сторону антропологии — проблеме человека, понятой в ее экзистенциальных и онтологических аспектах, о чем свидетельствует и его «Удел человеческий», один из претендентов в номинации «Кураторский проект». Его выдвижение в этом году тоже может вызвать вопросы, поскольку на данный момент была представлена только первая часть семичастного проекта. Вне всякого сомнения, проект удостоен наград, однако, возможно, было бы логичнее дождаться реализации всех сессий.

В этой категории также представлены: созданный совместно ГТГ и галереей «Триумф» проект «Метагеография. Пространство — образ — действие» (кураторы Кирилл Светляков, Николай Смирнов. Научный консультант Дмитрий Замятин), часть Основного проекта VI Московской биеннале выставка «Павильон «Кавказ», созданная сообществом «Безудержные» (Таус Махачевой и Андрея Мизиано), Специальный проект VI Московской биеннале «Восток. Деконструкция» (куратор Анна Журба) и низовая инициатива студентов школы «База» «Центр Красный» (Ирина Петракова, Иван Новиков, Михаил Климин, Матвей Крылов, Николай Сапрыкин, Ильмира Болотян, Лета Добровольская, Виталий Барабанов).

Что касается показа, то, пожалуй, больше всего повезло претендентам в категории «Новая генерация». Во всяком случае, из четырех номинантов, работы двоих можно было увидеть на выставке полностью. Это видео Полины Канис «Бассейн», впервые показанное в проекте "Внутри события" (Спецпроект 6-й Московской биеннале Современного Искусства, галерея Artwin) и видео «Волга» Аслана Гайсумова, которое входило в экспозицию выставки «Своя земля/Чужая территория» в Манеже, два других номинанта «Новой генерации» – Евгений Гранильщиков с проектом «Война (Без названия)», показанном на выставке в ММСИ «Одно в другом» и Леонид Цхэ с живописным проектом «Неопетербург».

Номинантами в категории «Теория, критика, искусствознание» кроме уже упомянутого Виктора Мизиано с «Невозможным сообществом» (в 3 томах: Программа Escape, НС, Антология) в этот раз стали: Ольга Шишко с фундаментальным исследованием «Проекции авангарда», Александр Шабуров, издавший сборник текстов, воспоминаний и документов о знаменитом екатеринбуржском художнике Б. У. Кашкине «Б.У. Кашкин (1938–2005): Жизнь и творчество уральского панк-скомороха», Фуркат Палванзаде, Денис Драчев, Мария Терехова, Марина Симакова, Илья Будрайтскис, Мария Крамар, Андрей Шенталь – Блог 6-й Московской биеннале современного искусства; Глеб Ершов с монографией о Павле Филонове «Художник мирового расцвета. Павел Филонов».

Во внеконкурсных номинациях «За творческий вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России» премии присуждены соответственно художнику Борису Орлову и коллекционеру, меценату, учредителю фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Леониду Михельсону.

На этом разговор о выставке номинантов можно было бы завершить. Если бы на ней неожиданным образом не возникло еще одно произведение и еще один автор, чье имя, впрочем, не значится в числе претендентов на Инновацию-2015. Речь о Михаиле Лейкине, который выступил экспозиционером выставки, предложив ее архитектурное решение. Все небольшое пространство выставочного зала ГЦСИ поделено на секции фальшстенами из грубого дешевого материала, напоминая в результате недостроенный дом с множеством тесных комнатушек и весьма запутанной планировкой. Это можно прочитывать как комментарий к происходящим сегодня в искусстве процессам. Здесь и некая оставленность его государством и вынужденность для продолжения строительства привлекать все больше спонсоров со стороны, затевая коллаборации с брендами (вот и на пресс-показе торжественно объявили о подписании меморандума о сотрудничестве с компанией Panasonic), и отсылка к кластерному характеру современного общества и, как следствие, искусства: порой кажется даже не важным кто и что представлено в каждой комнатушке, экспонаты воспринимаются просто знаками, и не столько конкретных проектов, сколько современного искусства как такового, весьма неоднородного. То есть такая не очень уютная тесная коммуналка, обитатели которой с одной стороны объединены «общим делом» под названием «современное российское искусство», а с другой – мечтают о расширении площадей, отдельном проживании и свободном перемещении, не ограниченным всякого рода «стенами». Достигнутая Михаилом Лейкиным цельность экспозиции превратила ее в самостоятельное произведение – по сути тотальную инсталляцию. За что художнику отдельный респект.

Поскольку в «доме, который построил….» самая интригующая номинация в этом году отсутствует, ожидание результатов конкурса происходит весьма спокойно даже с некоторым безразличием – как таковое все оставшиеся претенденты вполне достойны наград и от того, на кого конкретно выпадет жребий, погоды не переменит. Сопутствующая выставке номинантов образовательная программа – встречи с участниками, круглые столы, лекции – весьма насыщена и проходит в обычном рабочем режиме.

 

 

Церемония награждения премии состоится 18 мая в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

12 апреля 2016
Поделиться: