×
Храмы Бали
Светлана Кохан

ИСКУССТВО ПУТЕШЕСТВИЙ.

Зачем человек отправляется в путешествие? Что им движет? Что он приобретает в пути? Каждый из нас, отправляясь в путешествие, всякий раз заново выстраивает диалог с культурой, природой, пространством и временем. Мы путешествуем, чтобы измениться и обрести новые смыслы.

Новогодние каникулы. Долгожданные две недели на острове Бали... Воображение рисует полное расслабление в живописных лагунах на берегу океана, экзотические фрукты и растения, прекрасные романтические закаты, мечты встать на серф…

Остров тысячи храмов, Остров богов и демонов, Остров улыбок… Как только не называют Бали – место, где реальность и мифы связаны так тесно, что образуют удивительную целостность, воплощенную в богатой балийской культуре. Оказавшись на Бали и увидев традиционные храмы, сакральные сооружения, встречая резную скульптуру на узких улочках, мы поняли, что пассивный отдых не для Бали, и большую часть времени посвятили посещению и изучению основных достопримечательностей острова, коих здесь немало.

Мы жили с друзьями на вилле, расположенной в прибрежной курортной части острова, в районе пляжа Джимбаран, по соседству с домами местных жителей. О гостеприимстве и доброте балийцев наслышаны многие. Аура спокойствия их повседневной размеренной жизни надолго проникла в наши сердца. Их умение принимать все события с достоинством, без лишней суеты и паники может служить примером. Думаю, это как раз и есть основная причина, почему каждый побывавший на Бали стремится вернуться сюда вновь.

По рекомендациям наших радушных соседей знакомство с культурой и историей острова мы решили начать с главного индуистского храма Танах Лот («Земля в океане»), он входит в знаменитый ансамбль нескольких храмов, расположенных на побережье таким образом, чтобы из каждого был виден соседний.

Для балийцев природа – главная сила, каждый элемент которой подвержен влиянию духов, находящихся повсюду. По представлениям местных жителей, добрые духи живут в горах, а в море обитают демоны, от них человек ищет способы защититься. Все храмы побережья оберегают от злых духов, живущих в море. Поскольку на посещение Танах Лота мы выделили целый день, нам посчастливилось пройти на остров во время отлива, наблюдая традиционную балийскую религиозную церемонию принятия благословения, и понаблюдать за стихией океана во время прилива.

Традиционно храмы Бали – это открытое пространство, огороженное стенами и поделенное на три части с возрастающей степенью сакральности каждой. Третья священная зона закрыта для посещений, обычно она расположена выше двух других зон. Туристам позволительно заходить лишь в нижнюю часть скалы и храма. И только верующие индуисты могут войти в храм, расположенный наверху. Но получить благословение можно в одной из нижних пещер храма, где расположен источник со святой водой.

Танах Лот – пример архитектуры, органично вписывающейся в окружающий ландшафт, становищайся его частью. Храм расположен на небольшой скале, с сушей связан узким перешейком, пройти по которому можно только во время отлива. Треть скалы, на которой стоит храм, создана искусственно. Она начала стремительно разрушаться в 1980 году, и тогда правительство Японии выделило Индонезии кредит на сохранение уникального храма. Скала была восстановлена настолько тщательно, что искусственный камень почти неотличим от настоящего.

Храмовый комплекс Танах Лот оставил сильное и неизгладимое впечатление. Место удивительной красоты, силы и мощи. Место единения с самим собой. Исключительное по энергетике место.

Неподалеку от Танах Лота находится храм Бату Болонг («Храм с отверстием в камне»). Он расположен на островке, соединенном с материковой частью скалой в виде каменного моста с аркой, сквозь которую прокатывают мощные волны океана. В храм нельзя попасть, поскольку он является священным. Здесь мы любовались одним из самых завораживающих закатов за весь наш отпуск. Волшебство переходов оттенков неба от ярко-оранжевого к пастельному розово-лиловому заканчивается погружением раскаленного огненно-красного диска солнца в океан.

На вершине горного утеса расположен Улувату – «Величественный храм на краю земли». Он не такой большой, как Танах Лот, но примечателен тем, что находится на обрыве утеса и возвышается на высоте более 90 метров над Индийским океаном.

Входя в храмовый комплекс, оказываешься на центральной площадке с пагодами и храмами. Большинство туристов едут в Улувату не из-за храма, доступ в который запрещен, а ради красоты открывающегося пейзажа. Лестница, идущая по самому краю скалы, кажется бесконечной. Раскатываясь, волны с силой ударяются о скалы. С утеса открывается захватывающий вид на океан. В ясную погоду на горизонте можно увидеть вулканы острова Явы. Час лету на авиалайнере, можно увидеть вулканы ближе, а также посетить всемирно известные храмовые комплексы Прамбанан и Боробудур.

Храм Улувату обступает лес, где живут обезьяны, считающиеся на Бали священными животными. Здесь их особенно много, в их честь даже сооружен монумент. Ведут себя обезьяны порой агрессивно: встречают туристов еще при входе, нападая и отбирая их украшения, головные уборы, обувь и фотоаппараты.

В связи с большим количеством неприятных инцидентов специально обученные люди отпугивают приматов от мест скопления туристов. Все же стоит проявлять крайнюю осторожность, чтобы не остаться без телефона или очков или же не быть укушенным.

В Улувату каждый найдет себе занятие по душе: ценители традиций и искусства смогут оценить красоту и изящество храма, любители природы вдоволь понаблюдать за многочисленными обезьянами и восхититься мощью океана. Приезжать сюда я бы советовала утром или ближе к вечеру, поскольку днем скалы раскаляются настолько, что жара мешает насладиться красотой этого места в полной мере.

Мы решили съездить в Пура Улун Дану, великолепный водный храм на берегу одного из красивейших вулканических озер Братан, распложенного на кромке кальдеры вулкана. Поскольку храм находится в горах, ближе к центральной части острова, там всегда намного прохладнее, чем на побережье, и часто идет дождь.

Храмовый комплекс Пура Улун Дану Братан состоит из нескольких храмов, расположенных в ухоженном парке на берегу озера и на небольших островках посреди воды. Он гармонирует с окружающей природой: легкий абрис горы Гунунг-Катур, высокое небо и многоярусные пагоды-меру, покрытые черной соломой из листьев сахарной пальмы отражаются в чистейших водах озера Братан. Со стороны берега водная часть Пура Улун Дану выглядит очень эффектно – многоярусная пагода и впрямь будто вырастает из озера. Место вокруг очень живописное, и храм удивительно хорошо вписывается в окружающий пейзаж: словно погруженные в дымку силуэты высоких гор и тающие в тумане зеленые леса становятся гармоничным фоном для самобытной балийской архитектуры, облик которой необычайно созвучен местной природе.

Озеро Братан считается священным, от него зависит плодородие прилегающих земель. Оно посвящено богине воды Деви Дану. Каждое утро местные жители приносят ей подношения и молятся о

хорошем урожае. Жители Бали глубоко почитают его и считают своим долгом приезжать сюда раз в год для омовения. По преданию, искупавшись в воде озера Братан и пройдя, таким образом, процедуру очищения, вы обретете молодость и долголетие.

Неподалеку от Пуру Улун Дану расположен дворцово-парковый водный комплекс Таман Уджунг. Как и другой водный дворец Бали, Тирта Ганга, Таман Уджунг построен в 1919 – 1921 годах последним королем Карангасема Анак Агунг Англурах Кетут, местным правителем под патронажем голландской колонии, жившим там со своим многочисленным семейством. Раджа Анак Ануг был просвещенным человеком, архитектором по образованию, писал философские и религиозные труды, гимны и стихи. В архитектуре и дизайне парка водного дворца Таман Уджунг чувствуется увлеченность Анак Ануга европейской ландшафтной архитектурой: дворцовая территория совмещает традиционные балийские элементы и европейские мотивы. Дворцовый комплекс включает три бассейна. В середине самого большого стоит Дом отдыха короля. Парк вокруг водного дворца ухожен и красив: много ярких цветов, экзотических фруктовых деревьев. Атмосфера тихая и спокойная. Здесь удачно сочетаются элементы двух, казалось бы, несочетаемых культур – Европы и Азии.

Дворец нам напомнил Петергоф: здесь виден европейский размах регулярного парка. Оба дворца расположены у большой воды, много видовых беседок, павильонов на воде. Удивительно, насколько тонко балийцы смогли соединить самобытность и историзм архитектуры и заимствование европейского лоска парков и садов, сочетать в одном месте нетронутость первозданной природы и рукотворные аллеи комплекса.

Готовясь к путешествию, мы читали о новейшем этнографическом парке – музее под открытым небом Таман Нуса, расположенном на живописном склоне холма, среди рисовых террас в центре острова. Парк Таман Нуса открывает посетителям путь Индонезии от доисторических времен до современности.

Путешествуя по парку, можно побывать на разных островах и увидеть традиционные дома и жителей этих регионов. Девиз парка: «Посмотри Индонезию за полдня», и этим нельзя было не воспользоваться.

На территории парка есть либо точно воссозданные, либо привезенные со всех концов Индонезии жилые дома с обстановкой и аутентичной утварью. Некоторым из них более ста лет. Кое-где посетителей ожидают сюрпризы, например, танцевальные выступления, присущие определенному региону, или актеры в национальной одежде, занятые какой-либо ремесленной работой.

Изучив все основные достопримечательности на побережье, мы решили переехать на несколько дней в центр острова, в Убуд.

Убуд – город, но, по сути, он состоит из четырнадцати деревень – центров декоративно-прикладного искусства со множеством мастерских и галерей художников, здесь процветают живопись, резьба по камню и дереву, изготовление серебряных изделий, роспись батика. Мне Убуд представляется драгоценной резной шкатулкой с роскошным содержимым.

Убуд считается культурным центром Бали. Здесь проходят танцевальные и музыкальные шоу, неотъемлемая часть традиционной культуры его жителей: практически каждый день можно оказаться свидетелем увлекательных балийских танцев по вечерам или не менее интересных индо-балийских церемоний днем.

В Убуде следует посетить Королевский дворец, Дворец лотосов (его найти непросто, нужно ориентироваться на кафе «Лотос»), лес обезьян, а также многочисленные музеи и галереи. Но главные исторические места находятся вне города. Например, Гунунг-Кави – самый древний индуистский пещерный храмовый комплекс на Бали, расположенный в долине реки Пакрисан, примерно в 25 километрах от Убуда.

Неизвестно, когда и кем был высечен храм. Большинство историков считают, что это гробница короля Анак Вунгсу и его семьи, строительство которой датировано ХI веком н.э. Однако есть свидетельства, что ранее на этом месте уже существовал храм.

К комплексу ведут более 300 ступенек вниз. Путь не утомителен: вокруг невероятной красоты пейзажи и виды, водопады, живописнейшие рисовые террасы, одна из визитных карточек Бали. Здесь тишина и абсолютное умиротворение. Недаром Гунунг-Кави называют магическим местом и включают в маршруты по «местам силы» на Бали.

Первый скальный ансамбль, открывающийся взору, поражает своим величием. В скале высечены четыре огромные ниши с гробницами. Это семиметровые барельефы «Чанди». На другой стороне реки еще пять таких же гробниц. Каждый барельеф – это погребальная башня, посвященная кому-то из царственных особ.

В находящихся неподалеку скалах высечены кельи для монахов, и, чтобы попасть к ним, нужно пройти через действующий храм. На территории комплекса есть еще одно святилище, вероятнее всего, высеченное для одного из высокопоставленных балийцев.

Предназначение всех строений в храмовом комплексе Гунуг-Кави остается неизвестным. Предположительно они создавались для духовных целей, в отличие от индуистских сооружений, которые, как правило, строились для церемоний.

Высокие скалы, гробницы, погребальные барельефы… Может показаться, что это место мрачное и давящее, однако, напротив, в Гунунг-Кави на душе становится светло и легко. Быть может, тому причина – намоленность места и невероятной красоты пейзаж: барельефы разделяет небольшая река с живописными порогами, вокруг, насколько хватает глаз, буйные краски тропической зелени, несколько небольших водопадов.

На восточной стороне реки, под Чанди, можно увидеть древние символические краны с водой, которые выглядят как фонтаны. Вода проходит сквозь них уже около тысячи лет. Она считается святой.

Чуть выше Гунунг-Кави находится святой источник и храм Тирта Эмпул («Храм священной воды»). Это один из шести наиболее важных храмов Бали с более чем тысячелетней историей. На его территории есть священный источник живительных вод и три бассейна для очищающих омовений – мелукат. Жители Бали приписывают воде мистическое значение: с помощью ее энергии они проводят множество различных ритуалов и церемоний для очищения духа, души и тела.

Несмотря на то, что храмовый комплекс посещает большое число паломников и здесь всегда многолюдно и довольно шумно, ему присуща атмосфера спокойствия, и согласно одной из легенд его священный источник обладает силой исцеления от всех болезней и очищения от грехов.

Культ воды в этом монастыре проявляется особенно отчетливо. Здесь есть большой бассейн, предназначенный для церемонии очищения. Местные жители и туристы съезжаются сюда, чтобы искупаться в священных водах и наполниться физической и духовной силой. На протяжении нескольких столетий верующие преподносят богам разнообразные дары, затем проходят процедуру омовения в животворной воде бассейна с двенадцатью фонтанами и после долгих молитв набирают святую воду, чтобы взять ее с собой.

Традиционно балийцы начинают с первого бассейна, проходят через фонтаны с источником, молясь перед каждым, мысленно выражая свою просьбу, трижды окунают голову под воды, трижды омывают лицо, трижды пьют целебную воду из источника, затем переходят в следующий бассейн, осуществляя тот же ритуал. В конце каждого омовения нужно выпить одиннадцать глотков воды.

Каждый фонтан в бассейнах соотносится с определенной «очистительной силой»: изгоняющий бесов или исцеляющий от различных болезней, отвечающий за здоровье, богатство или процветание. Среди источников есть два, предназначенных для ритуальных омовений упокоившихся балийцев. При желании соблюсти все тонкости церемонии храм лучше посещать с гидом или местным жителем. Окунаться в святые источники стоит в последнюю

очередь, так как в мокрой одежде смотрители храма не пускают на его территорию, а он стоит того: резьба по дереву и кости впечатляет. Здесь же неподалеку расположен Тирта-Ганга – второй Водный дворец Бали. Ганг – священная река в Индии, Тирта в переводе означает «божественная вода», и есть поверье, что воды Тирта-Ганга проистекают именно из священной индийской реки. Святой источник бьет из-под корней священного дерева Баньян, эту воду используют в церемониях и праздничных обрядах.

Особую красоту дворцу придает расположение на берегу озера в окружении рисовых террас и холмов. Это место с приятной и спокойной атмосферой, которое не хочется покидать.

Дворцовый комплекс состоит из трех уровней. На нижнем находятся бассейны с огромными карпами и одиннадцатиярусный фонтан в виде цветов лотоса, множество скульптур, поросших мхом. Все это создает особый колорит садово-паркового комплекса. На среднем уровне несколько купален в святом источнике, на верхнем – резиденция раджи и бытовые постройки. У каждого уровня свои символы, они олицетворяют

мир богов, мир людей и мир демонов.

Водный дворец Тирта-Ганга – удивительный лабиринт бассейнов и мостиков среди цветущего сада со множеством тропинок, он напоминает регулярные сады Европы. Ведь он был построен раджой Анак Агунг Англурах Кетут после его путешествия во Францию и созерцания великолепия Версаля.

Еще одно необычное место, которое стоит посетить, Слоновья пещера Гоа Гаджа – буддистский храм, место медитаций и паломничеств. Историки до сих пор спорят о происхождении пещеры. По одной версии, ее высек в скале религиозный аскет, а по другой, это естественное образование в горе.

Вход в пещеру украшает голова демона, пожирающего дурные мысли входящих сюда людей. Эту каменную скульптуру высекли еще в XI – XIII веках. Быть может, велика сила внушения, но после посещения пещеры на душе становится очень легко, а все негативные мысли, обычно мучающие жителя мегаполиса, и все проблемы отступают.

Одна из версий происхождения названия «Слоновья пещера» связана со статуей индуистского бога Ганеша с головой слона. Толпы туристов приходят посмотреть на Ганеша, делают ему подношения и просят исполнить их желания.

Конечно, будучи в Убуде, нельзя не полюбоваться на рисовые террасы, сочетающие все оттенки зеленого – визитную карточку Бали. Трудно поверить, что удивительной красоты рисовые террасы рукотворны, а тем более что сделаны они исключительно в сельскохозяйственных целях. Больше всего эти виды напоминают кадры из фильма «Аватар». Самые живописные картины открываются со смотровых площадок деревни Тегалла-ланг, которая, словно ловушка для туристов, собирает толпы торговцев безделушками.

Ни на что не похожие древнейшие храмы, поражающие своей абсолютной гармонией с природой, фантастической красоты рисовые террасы, мощь океанов, показывающая место человека в мире, самые романтические и великолепные закаты – все это вспоминается каждый день. Остров оставил неизгладимое впечатление. Конечно, за время отпуска не удалось посетить все храмы и памятники культуры острова Бали, но мы не расстраиваемся, ведь это повод туда вернуться, и как можно быстрее! 

ДИ №1-2/2016

6 мая 2016
Поделиться: