×
Международное арт-шоу «CosMoscow»
Виктория Хан-Магомедова

В наши дни многим ярмаркам современного искусства в разных частях мира приходится менять концепцию, приспосабливаться к новым обстоятельствам. Такова реальность: старые модели больше не работают. Необходимо сделать выбор: какую модель избрать? Какой тип искусства экспонировать? Единства критериев по сотворению идеальной арт-ярмарки не существует. Неясно, следует ли по-прежнему доверять выбор участников ярмарки галеристам или отбор художников должны осуществлять теоретики и эксперты? И как выстраивать связь с институциями и коллекционерами, которые в течение многих лет гарантировали высокое качество предложения на арт-ярмарках?

Сегодня проблема многих международных ярмарок современного искусства состоит в том, что большинство из них показывают произведения одних и тех же художников. За последние десять лет арт-сцена стала полностью глобализованной. В некоторых странах отсутствует инфраструктура в сфере искусства, но есть хорошие художники. Часто перспективные предложения и свежие импульсы исходят из регионов, где современное искусство только возникло.

Неслучайно появились новые форматы ярмарок и новые участники арт-сцены. Как они поведут себя? У каждой ярмарки современного искусства свои правила, но большинство копируют то, что происходит на ярмарке в Базеле.

Некоторые критики считают, что возрождение ярмарок современного искусства начнется, если их будут делать не критики или эксперты, а коллекционеры. Многие галереи, чтобы расширить сферу своей деятельности и получить поддержку в реализации проектов, используют на ярмарке систему «гостей». Одни галереи приглашают архитекторов, чтобы они сделали проекты для стендов, другие — гостей из мира моды, например, Карла Лагерфельда на ярмарку «Арт-Базель»-2010. А кто-то приглашает ювелиров.

Сегодня ситуация с ярмарками современного искусства совсем иная по сравнению с их блистательным расцветом в 1980–1990-е годы. Все осознают необходимость радикального обновления ярмарки, но нет консенсуса в отношении ее целей, модели, формата, организационных форм. Поэтому появление любой новой ярмарки воспринимается с большими ожиданиями и надеждой, тем более в Москве, где инфраструктура, арт-рынок слабые. Но именно потому здесь может оказаться востребованной манифестация не чисто коммерческая, а просветительского характера.

Например, на международном арт-шоу «CosMoscow» на «Красном Октябре» (с 17 по 19 декабря) 30 галерей современного искусства из Австрии, Германии, Британии, США, Финляндии, Голландии, России, Украины демонстрировали произведения своих художников. Впервые в столице были представлены столь качественные и значительные произведения знаменитых художников, работы которых всегда присутствуют на лучших мировых ярмарках: Барбара Крюгер, Гильберт и Джордж, Ансельм Кифер, Георг Базелиц, Дональд Джадд, Джонатан Меезе, Андреас Гурски, Марк Куин, Дэмиан Херст...

Один из самых впечатляющих стендов — у финской галереи «Forsblom». Стальной орел и три стеклянных раскрашенных черепа Х.К. Берга, бросающего вызов привычным способам видения, умеющего манипулировать оптическими иллюзиями. Скульптор и художник по стеклу и керамике, он использует традиционные техники, как, например, выдувка стекла, и обогащает их инновационными изобретениями.

Весьма широк диапазон творчества американского художника Куина. В представленных работах он сделал акцент на дуализм, присущий человеческой жизни: духовное и материальное, поверхностное и глубокое, рассудочное и сексуальное. И материалы он использует необычные: от льда и крови до стекла, мрамора, кожи. Все парадоксы дуализма Куин воплотил в экспериментальных концептуальных работах, в основном фигуративных по форме. В таком ключе решена и его картина «В ночном саду» на стенде «Forsblom».

На этом же стенде есть картины с черепами Херста. Подобные живописные работы получили неоднозначную оценку у критиков. «Это ужасно неуклюжая попытка подражания Фрэнсису Бэкону, но совершенно лишенная его живописного мастерства» (Р. Кэмпбелл-Джонстон, «Таймс»). «Уровень Херста — не слишком перспективный студент I курса» (Т. Люббок, «Индепендент»). Объекты Херста на «CosMoscow» стоили миллион евро.

Самым популярным художником на арт-шоу был американец Джордж Кондо (галереи «Simon Lee», «Spruth Magers», Гари Татинцяна). Он сотворяет странных существ — порождений воображения, которые материализуются на его холстах. С луковичными головами, клоунскими чертами лица, огромными глазами, эти персонажи, словно прославляют китч. И похожие на манекенов или кукол-троллей, они позируют на пустынных фонах («Девушка в розовом», «Девушка с конским хвостом»). Кондо организует диалог своих моделей с образами старых мастеров — Веласкеса, Гойи, Пикассо. Эти получеловеческие существа, смешные и гротескные, вызывают в памяти и картины Джорджо Де Кирико, и портреты в стиле аналитического кубизма Пикассо. Среди персонажей Кондо есть любопытные типажи: аристократ, плейбой, французская горничная.

П. Плэдженс удачно подметил характерные особенности творчества Кондо: «Заимствуя у старых мастеров, Кондо пишет гротескных, но притягательных персонажей, существующих на некой территории, где Бэкон встречается с Гансом Бельмером». Цены на произведения Кондо достигают 300 тысяч долларов, в зависимости от размера и года создания.

А берлинская галерея «Neu» представила оригинальные работы «Claire Fontain», основанного в 2004 году в Париже коллектива, воплощающего эстетику «художников реди-мейда». Это версия неоконцептуального искусства часто напоминающего творчество других художников, своего рода протест против политической импотенции и кризиса идентичности, присущего современному искусству сегодня. «Сlaire Fontain» создает оригинальные работы из неона, видео, скульптурные ассамбляжи, живописные и текстовые работы, перформансы («Продукты потребления»).

А на стенде галереи «Matthew Bown» были показаны работы самой молодой участницы ярмарки, 24-летней англичанки Хелен Мартен. В них есть дерзость, гордость, высокомерие, уверенность, вызов. Они кажутся даже слишком сложными для ее поколения. Такова и ее композиция «Итак, о чем вы задумались?» с изображением игуаны: эффектная, замысловатая, выполнена в смешанной технике.

Достойно представлены и галереи из Москвы, Петербурга, Киева, со своей драматургией стендов, художниками, получившими мировое признание (галерея Марины Гисич, «Риджина», «Крокин-галерея», GMG). Самый яркий и насыщенный стенд — у галереи XL.

Внимательный посетитель мог найти на ярмарке самые разные, неожиданные для себя вещи: ранние произведения Гилберта и Джорджа, работы датчанина Tal R, «мастера возвышенной мистификации повседневной жизни», феерические фотографии Андреаса Гурски (за 750 тысяч евро), лаконичные объекты Дональда Джадда, живописные работы Павла Пепперштейна (за 80 тысяч евро).

«CosMoscow» позиционировалась как манифестация, предназначенная для развития института коллекционирования современного искусства. Формат арт-шоу оказался наиболее подходящим для адаптации к новой ситуации в мире современного искусства. А галереи-участницы специально выбрали для показа работы художников, демонстрирующих важные тенденции развития современного искусства. Столь удачное начинание — во многом заслуга организаторов и галеристов: Фолькера Диля и Владимира Овчаренко и искусствоведа Марии Пушкиной.

Коммерческие результаты ярмарки держатся в тайне, но оргкомитет объявил, что в следующем году «CosMoscow» состоится. Такой необычный симбиоз популяризаторских и коммерческих устремлений воодушевляет. Пришло время заявить о новой концепции ярмарки, не превращая ее в магазин.

ДИ №2/2011

16 марта 2011
Поделиться: