×
Вопрос жизни и смерти
Михаил Погарский

Международный проект «Жизнь и смерть», осуществленный в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии и итальянской культуры и итальянского языка в России, создан в формате книги художника и не нуждается в переводе, поскольку в нем использовался интернациональный язык художественной метафоры.

Антонелла Прота Джурлеа. Черный, красный, белый. 2010. Коллаж

Кураторы проекта Джино Джини, Фернанда Феди (Италия) и Михаил Погарский (Россия) предложили художникам обратиться к одному из глобальных эсхатологических вопросов, испокон веков волнующих человечество — вопросу жизни и смерти. Каждый ищет ответ на эту вечную тему. К ней обращаются философы, теологи, поэты, художники, музыканты… И все же она никогда не может быть раскрыта до конца. Это тема с коэффициентом неизвестности, стремящимся к бесконечности.

Вопросы жизни и смерти неразрешимы в принципе, однако обращение к ним помогает человеку осознать свое место в мире, заставляет задуматься о смысле существования, определить основные ценности. Именно осознание неизбежности смерти сформировало человека духовного (Homo spiritus). Животные и дети инстинктивно защищают свою жизнь, они живут здесь и сейчас. И первое глубокое духовное переживание ребенка происходит, когда он постигает конечность своего бытия. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческой жизнью управляют влечение к продолжению рода (к жизни) и влечение к смерти. Человеку свойственно играть со смертью, и во многом именно опасные предприятия способствуют прогрессу цивилизации, будь то морские путешествия в эпоху Великих географических открытий, космические полеты или физические эксперименты с радиоактивностью. Рискованные проекты осуществляются и в пространство сознания, на территории философии и искусства. И хотя подобные игры не связаны с биологическим риском, они тем не менее продолжают оставаться опасными с психологической точки зрения. Не случайно в проекте, о котором идет речь, художник Юрий Гордон открыто высказался: «Не хочу заигрывать со смертью».

В проекте приняли участие 12 художников из Италии и столько же из России, 12 мужчин и 12 женщин.

Число 12 выбрано не случайно, оно присутствует во всех теологических доктринах: 12 олимпийских богов, 12 колен Израилевых, 12 апостолов Иисуса, 12 имамов в исламе, 12 стадий перерождения в буддизме, 12 валькирий в скандинавской мифологии, 12 знаков зодиака и двенадцатилетние циклы в азиатских религиозных парадигмах. Примеры магических значений этого числа можно множить, однако хочется обратить внимание и на то, что и в естественно-научных описаниях мира число 12 также оказывается ключевым. В квантовой физике различают 12 кварков, 12 бозонов и 12 лептонов, и именно из этих частиц состоит материя. Атомное ядро углерода, основное в органических (живых) соединениях, содержит 12 нуклонов. Число 12 — важнейшая константа для нашего трехмерного пространства, поскольку в нем вокруг шара единичного радиуса можно разместить ровно 12 непересекающихся шаров такого же радиуса.

Арт-проект «Жизнь и смерть» — первый в большой культурологической программе «12+12», в которой будут задействованы 12 стран, художники России в каждой программе будут разрабатывать свою специальную тему.

В проекте Италию представляют мейл-артист и идеолог сетевой культуры Витторе Барони, куратор и теоретик искусства Анна Боски, скульптор и художник Фауста Скуатрити, знакомая московскому зрителю по недавней выставке в галерее Зураба Церетели, магистр и чародей бумажных форм Витто Капоне и многие другие. Участники от России — художники, которые не только работают над решением своих задач, но инициируют и организуют многочисленные коллективные проекты: Эвелина Шац, Василий Власов, Андрей Суздалев, Виктор Лукин. Наравне с мэтрами свои работы представили и молодые художники: Чанда Тун (Италия), Гюнель Юран, Яна Суворова и Ольга Хан (Россия).

Каждый автор решал вопрос жизни и смерти по-своему. В работе Джино Джини десятки рук указывают направление движения. «Куда ж нам плыть»? Вглубь? Ввысь? А может быть, в сторону, минуя магистральные потоки? Прорастает зеленым ростком древо жизни Гюнель Юран, а черное дерево смерти уходит своими корнями в небо. Жан Паоло Роффи делает автопортрет, отраженный в зеркалах бытия и небытия. Яна Суворова из одних и тех же элементов складывает пеструю мозаику жизни и суровые пазлы смерти. Кира Матиссен запечатывает в черный саван белый листок жизни, зритель никогда не увидит этого листа и может лишь поверить комментарию художника, поскольку смыслы жизни и смерти, по мнению автора, это вопросы веры. Антонелла Протта Джурлеа выстраивает сложные пересечения из красных, белых и черных нитей, где черный символизирует рождение (закрытый мир материнской утробы), красный — цвет крови и жизни, белый — цвет костей, цвет смерти. Фернанда Феди прячет за датами жизни имена великих художников и поэтов: Данте, Достоевского, Толстого, Горького, Маяковского, Пазолини… Она покрывает листы книги морским песком, под слоем которого скрываются архаические каллиграфические знаки смерти. Алексей Веселовский продолжает в своих работах поиски смысла жизни и смерти в духе Борхеса. Андрей Суздалев отправляет людей-птиц кружить вокруг гриба от ядерного взрыва. Василий Власов запускает трех мудрецов в утлой лодчонке в плавание по морю жизни. Эвелина Шац создает ситуацию балансирования на тонком канате, протянувшемся из Милана в Москву.

Вернисаж проекта состоялся в Санкт-Петербурге в музее современного искусства «Эрарта», параллельно открылась выставка в Милане, в галерее «Артеелита». В Москве презентация проекта прошла в ГЦСИ, затем экспонаты переместятся в музей «Тульский некрополь».

ДИ №4/2011

24 августа 2011
Поделиться: