×
«Белое», «красное», «черное»…
Виктория Хан-Магомедова

Полотна Агостино Боналуми принимают форму рельефа или абстрактных структур. Красивая поверхность сплошного синего, красного, черного, серого, белого цветов, их странная модуляция, игра нижних слоев возникает благодаря тому, что в верхний живописный слой вплавлены разные штуки из медной проволоки, пластика, дерева, образующие странные конфигурации, выпуклости, прямые толстые линии, треугольники, кривоугольные образования. Все эти «вгибающиеся» и «прогибающиеся» конфигурации, горизонтально или вертикально ориентированные, рождают необычное напряжение.

В конце 1950-х годов Боналуми внес невероятную художественную активность в мир искусства Милана вместе с такими знаковыми впоследствии художниками, как Пьеро Мандзони, Энрико Кастеллани, Лучо Фонтана. Первая выставка Боналуми состоялась в 1958 году в Милане вместе с Мандзони. Как и Мандзони, Дадамаино и прежде всего Ив Кляйн, работавший также в Италии, Боналуми считается одним из авторитетных представителей итальянского искусства того периода. Его стиль складывается постепенно, начиная с попытки преодоления элементов информального искусства в сфере монохромного творчества. В 1958 году вместе с Мандзони и Кастеллани он создает ставшую позже знаменитой группу и журнал «Азимут». А в 1967 году сотворяет очень значительную в его творчестве работу «Побудительный зеленый импульс», в которой впервые изгибающиеся элементы холста проявляются как отражения разных планов.

Чтобы понять логические импульсы поисков Боналуми, следует углубиться в скульптурную проблематику, обусловившую особенности его живописной манеры. Управляя кажущимися противоречивыми элементами, такими как тяжесть и легкость, гравитация и невесомость, геометрия и натура, Боналуми стремится освободиться от формы, пытаясь добиться независимости от двухмерности. Однако он никогда не отказывался от изначальных живописных ценностей, которые с очевидностью проявляются благодаря активному присутствию цвета.

Масштабная и яркая выставка Боналуми «Рациональное и видимое» в рамках Года Италии в России в ММСИ открывается работами 1960-х годов и заканчивается полотнами последних месяцев 2011 года, что свидетельствует о мощном и неувядающем творческом даре.

«Красное», «Серое», «Синее», «Черное»... (холст, поливиниматетичная темпера, вощеная ткань, водная эмаль). Художник использует разные материалы, бумагу и плексиглас, ПВА и дерево, кристаллы, мрамор и пластик, резину, холст. Свои произведения он называет по доминирующему главному цвету и тем самым подчеркивает монохромность.

В живописной технике Боналуми важное значение имеет использование света, светотени, фактуры, текстуры, структуры. Но все же кажется, что именно материальные свой-ства цвета являются в его искусстве определяющими. Самое подходящее средство для этого — всегда монохромное применение цвета, нанесенного на холст очень активно.

Критики называют произведения Боналуми «картины-объекты». Полотна действительно не кажутся двухмерными, они имеют специфические особенности рельефа. Многие его картины 1970-х годов назывались «Побуждения вперед» и имели дугообразную форму в пространстве, ориентируясь вовне. Кроме того, художник создает пластический рельеф посредством нижних слоев, находящихся под верхним живописным слоем. Железная проволока и другие элементы образуют на поверхности причудливые конфигурации. Холст всегда остается холстом, монохромным и гладким, но в чем-то преизбыточным, светотеневые контрасты наполняют его состоянием ожидания. Поверхность холста, всегда подвижная из-за перемещающегося пространственного рельефа, как бы преодолевает ограничения рамы.

Выставка позволяет почувствовать особые пластические достоинства работ Боналуми, насладиться хроматической роскошью его «картин-объектов». Художник отталкивается от реальности и находит подходящие элементы, формы и пространственную организацию для интерпретации своего опыта и чувствительности. В 2001 году Боналуми вручили премию президента республики и состоялась его персональная выставка в Национальной академии Святого Луки в Риме.

ДИ №5/2011

25 октября 2011
Поделиться: