×
От «Архстояния» до «Архполиса»?
Алла Надеждина

За пять лет существования фестиваль «Архстояние» успел обрести свою аудиторию. Это одно из тех мероприятий, не посетив которое есть опасность пропустить что-то действительно интересное.

С 2000 года московский художник Николай Полисский из подручных материалов — снега, лозы, соломы, хвороста — сотворяет в деревеньке Николо-Ленивец, расположенной на берегу реки Угры, праздник для глаз и души. Переосмысляя жанры перформанса и ленд-арта, художник привлекает жителей деревни и волонтеров к созданию снеговиков, зиккуратов из сена, жар-птиц. Результат коллективного творчества — воплощение русского архетипа праздника как действа, сочетающего в себе «потеху» и «соборное» служение. Причем «собор» объединяет и людей, и природные стихии. В 2006 году праздник получил новый формат — деревня Никола-Ленивец дала пристанище фестивалю ландшафтной архитектуры «Архстояние».

Название фестиваля отсылает и к архаичности самого пространства Угорского края, и к протоформам архитектуры, и к местному фольклору: именно здесь произошло знаменитое Стояние на реке Угра, где войско русичей одержало бескровную победу над Золотой Ордой, «определившую историю русской государственности».

Потешность этой победы, вполне в духе «коллективного» творчества Полисского. Чтобы воспрепятствовать грозному неприятелю, русичи нашли весьма оригинальный выход: было решено резать свиней, крики «нечистых» животных и заставили хана отступить.

Тема «Архстояния—2011» — сарай. Как пишут организаторы, «форма сарая претерпевает изменения в силу разнородности территории, на которой есть и село, и фестиваль, где проходят театральные представления и перформансы. Так сарай способствует стыковке деревенского пространства с фестивальным, и на стыке разных дисциплин в сельском ландшафте образуются новые объекты искусства. Оно не создается по принципу абстрактных манифестов актуального искусства, а вытекает из прото-архитектуры, из элементарных слагаемых среды».

В «экспозиции» под открытым небом семь объектов. Среди них возведенный на месте соответствующего старинного деревенского сооружения «Сарай сараев» — результат совместного творчества групп «АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE» и «MISSISSIPPI». На его выжженных солнцем стенах сохранились лишь силуэты сельскохозяйственного инвентаря. В капсульном отеле «Ваш шкаф», спроектированном и собранном архитекторами Бюро архитектурных находок из старых дверей и досок, можно отдохнуть, а для непослушных детей предусмотрено специальное отделение, запирающееся снаружи. Проект группы молодых архитекторов «FAS(t)» — пример синтеза формы и окружающей среды. «Сталь нестоячая» — беседка из металлических тонких цепочек, позвякивающих при дуновении ветра.

Архитектурную программу дополняла музыка: Дмитрий Власик представил акустический перформанс «Ослушание», ансамбль симфонической музыки «Персимфанс» исполнил концерт «Св. Франциск Ассизский, проповедующий птицам», включивший произведения, написанные композиторами различных эпох под влиянием природных явлений. На протяжении всего фестивального времени на Поляне лабиринтов музыканты, художники, танцоры и актеры демонстрировали свои ландшафтные перформансы.

Одна из особенностей, привлекающих в Николо-Ленивец гостей (сюда можно доехать только на машине или на фестивальном автобусе), сама русская глубинка. Минимум цивилизации, неогороженные дворы — все это отвлекает от городских измерений жизни, заставляет по-другому коммуницировать и расставлять приоритеты, в том числе и в понимании искусства, которое, будучи представлено в данном контексте, лишается своего высокого статуса, становится более открытым.

Но в этом году наряду с обычной «непредсказуемостью» и «стихийностью» наметилось и нечто новое.

На пресс-конференции президент компании «Связной» Максим Ноготков объявил о планах по созданию творческой площадки «Архполис». Основная цель — формирование среды для воплощения «творческого потенциала участников — дизайнеров, архитекторов, художников. Результатом функционирования «Архполиса» должна стать реализация проектов мирового уровня в области архитектуры, ландшафтного дизайна, современного искусства и performing arts. В сентябре 2011 года обновленная команда организует креативные сессии, на которых будет разработана детальная программа развития «Архполиса» на ближайшие пять лет. Для участия приглашены известные художники, эксперты, архитекторы и профессиональные управляющие в области современной культуры.

«Просторы, смена привычной городской среды на природную выбивают нас из шаблонов и дают возможность по-новому взглянуть на себя и свои проекты. Образ жизни, место работы и обитания, социальные отношения — все может быть переосмыслено и создано заново. Мы хотим, чтобы участники проекта сами организовывали пространство, в котором им предстоит жить и творить. "Архполис" должен стать местом, где творческие идеи рождаются, находят поддержку, партнеров и затем реализуются в разных уголках нашей страны».

Проект начнется в мае 2012 года. Коллективное действие снова меняет формат? Но не станет ли благодаря новым «облагораживающим» метаморфозам деревня Николо-Ленивец с ее жителями этнографическим заповедником, местом своеобразного экотуризма горожан?

Русский праздник, как известно, настроенчески «домодельный», как самогон. Не исчезнет ли он при первых признаках разговоров о «хороших дорогах, удобных гостиницах и спонсорах» и давлении креатива? Да и различных фестивалей с высокой долей медийности много, а потешно-соборных — «раз и обчелся».

Фото ДИ/Константин Чубанов

ДИ №5/2011

26 октября 2011
Поделиться: