×
Ник Визи. «Насквозь»
Ольга Аверьянова

«Я хочу бросить вызов рефлекторному восприятию внешней действительности», — говорит британский фотограф Ник Визи (Nick Veasey). Люди уже привыкли судить о вещах «поверхностно» — как в прямом, так и в переносном смысле, потому что работы Визи всегда узнаваемы. Он действительно пытается проникнуть в суть вещей. Рентген, как правило, ассоциируется с медициной, системами безопасности, научными исследованиями. Для Визи это инструмент создания художественных образов. Х-rау-лучи, по его мнению, демонстрируют внутреннюю красоту, приоткрывая другую, скрытую реальность, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир. Становится возможным увидеть изнутри обычные вещи и сложные механизмы, причем без какой-либо познавательной цели. Эти «прозрачные» изображения объектов, повседневных предметов, одежды, растений, животных завораживают. Как правило, монохромные, они обнаруживают тайное, обнажают сокрытое, невидимое.

Ник Визи родился в Лондоне в 1962 году, сейчас живет вблизи Мейдстоуна (Англия). Работал как вполне традиционный фотограф, снимая для рекламы, пока рентген не стал его визитной карточкой, оригинальным способом творческого видения. Теперь у него известные заказчики, награды, выставки, публикация альбома «Х-rау: See through the world around you».

«Я работал с камерой много лет, но никогда не считал себя обычным фотографом и всегда интересовался абстрактными изображениями. Мне нравилось проводить опыты с пленкой, и я думал, как не только запечатлеть свет, отраженный от объекта, но и проникнуть внутрь его. Тогда меня заинтриговал потенциал рентгеновских лучей. Я до сих пор делаю снимки на традиционную цифровую зеркальную фотокамеру, однако их воспринимаю как дополнение к рентгену. Порой я смешиваю две эти техники, чтобы показать и поверхность предмета, и его внутреннюю сущность».

Технология получения подобных изображений довольно сложна и небезопасна, поэтому необходимы свинцовый фартук и счетчик Гейгера. Визи работает в собственной студии в Кенте. Там оборудован специальный бетонный бункер для защиты от излучений и фотолаборатория. Он использует три типа излучателей: самый мощный — для проникновения в очень плотные материалы, подобные металлу; наиболее чувствительный — для «тонких» предметов, например растений, третий — для остальных объектов. Все изображения получаются черно-белыми. Цвет, который встречается на некоторых фотографиях, создан при помощи компьютера, ради достижения большего техно-эффекта, подобного неоновому свечению.

Фотограф прозаично описывает процесс создания своих произведений: «Я разделяю большие объекты на части, снимаю в рентгеновских лучах и снова соединяю все в Photoshop». Таким образом, манипуляции с одним изображением могут длиться несколько недель или даже месяцев. Например, над «Boeing 777» он работал в течение трех месяцев. Максимально возможная величина предмета для одного снимка — примерно 35х40 см, так что можно представить количество кадров, которое пришлось сделать в конечном счете. Результат украшает терминал международного аэропорта Бостона.

По заказу нью-йоркской городской больницы Визи снял автобус. Фотограф использовал устройство, обычно применяемое американской пограничной службой для просмотра транспортных средств. Изображения пассажиров — это фактически один скелет, который последовательно монтировали в разных точках автобуса и фиксировали при помощи резины, так как металлическое крепление было бы заметным в рентгеновских лучах.

«За многие годы я создал тысячи изображений, до сих пор моим любимым остается снимок автомобиля Mini. Это дань британскому дизайну. В будущем надеюсь сфотографировать Trabant. Вообще, я неравнодушен к машинам, которые становятся символами».

В мире фотографии Эдвард Майбридж (Eadweard Muybridge) кажется Визи наиболее интересной фигурой. В XIX веке он с помощью фотосъемки пытался «нарисовать» движение: фотографировал животных, людей — бегущих, идущих, прыгающих или просто выполняющих нехитрые повседневные действия. Серия задумывалась как научное исследование по биомеханике, но впоследствии эти опыты перестали быть просто документальными, они приобрели определенную художественную ценность. «Меня вдохновляет это, — говорит фотограф, — поскольку я хочу, чтобы и мои работы вышли за границы документального». Он ценит Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy) за модернистский эксперимент с фотографией и удивительные фотограммы. «Современные цифровые технологии позволяют людям управлять творческим процессом на высоком уровне, что экономит время, деньги и минимизирует ошибки. Как следствие, хороших результатов могут достичь многие, и мешает им только ограниченность собственных творческих возможностей», — считает фотограф.

На выставке представлены работы из разных серий автора: «Люди и машины», «Объекты», «Игрушки», «Животные». Мужское, женское, детское, мир вещей — разве не из этого состоит человеческая жизнь, пусть даже и в рентгеновских лучах.

Визи снял уже более 4 тысяч объектов. Самые известные международные бренды обращаются к нему для создания рекламы: производители духов, одежды, медицинских препаратов или авиакомпании. Относительно будущих проектов фотограф настроен весьма амбициозно, он намеревается использовать рентген для того, чтобы «комментировать глобальные проблемы, существующие в обществе». Он присматривается к ЗD-изображению, которое именно сейчас все активнее проникает в фотографию, видео, кинематограф, на телевидение. Ему интересно, к какому результату в будущем приведут эти тенденции. Можно сказать, что работы Ника Визи гораздо интереснее, глубже и филосо­фичнее, чем просто «внутренняя реальность». Представляя структуру предмета, он проникает в сущность его природы, провоцирует зрителей на размышление, на разгадывание тайн бытия.

ДИ №6/2011

28 декабря 2011
Поделиться: