×
Мир дан нам в ощущениях
Анна Дорофеева

«Диалоги света и звука». Мультимедийная интерактивная выставка. 9 октября –15 ноября 2015 года. ГЦСИ, Зоологическая, 13. Интервью Анны Дорофеевой с художниками Эвелиной Домнич и Дмитрием Гельфандом.

Выставка «Диалоги света и звука» состоялась этой осенью в ГЦСИ в контексте фестиваля «Видеть звук» – участника специальной программы 6-й Московской биеннале современного искусства. Соорганизаторами фестиваля выступили нидерландский фестиваль современной культуры «Todays Art» и объединение «Выставочные залы Москвы». Его тема – восприятие света и звука нашими органами чувств. Художников всегда интересовала природа этих явлений, но лишь в последнее время появились интерактивные выставки, благодаря которым возникла возможность тестирования световых и звуковых эффектов, их совместного воздействия.

Нидерландские художники Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд изучают физику и метафизику, геометрию, философию и космологию. Их работа «Камера Люсида» включает сложный и загадочный процесс сонолюминесценции – трансформации звука в свет. Позволяя нам стать свидетелями столь редкого явления, они также предлагают философское размышление о беспредметной природе искусства. Художники, как и ученые, постоянно ищут способы представить невидимое. Их работа – доказательство того, что в современном мире любое рассуждение о таких философских категориях, как звук, время, пространство, бытие или человеческое сознание, может существовать только на междисциплинарной основе искусства, философии, психологии, технологии и точных наук. Об этом с художниками побеседовала искусствовед Анна Дорофеева.

Анна Дорофеева Чем вызван ваш интерес к превращению звука в свет и как воссоздавалось в работе «Камера Люсида» явление звуколюминесценции?

Дмитрий Гельфанд Прежде всего хотелось увидеть морфологию звука в трех измерениях пространства или даже в четырех, если считать, что время и есть измерение пространства. Хотя это все-таки упрощение самого сложного вопроса, что есть время. Наши опыты над «Камерой Люсида» позволили проникнуть в микровремя, где вспышка света длится гораздо меньше одной миллиардной секунды, хотя повторяется примерно сорок тысяч раз в секунду. И потому мы воспринимаем свет как постоянную эмиссию. Рождением концепции «Камеры Люсиды» стало желание увидеть с максимальным объемом звуковые явления. Существует много исследований звукового поведения в двух измерениях, но уже с подросткового возраста меня интересовала звуковая физика и возможность освободить звук от подобного рода ограничений, увидеть его раскрепощенным именно в тех воздушных условиях, которые в какой-то мере можно услышать, но визуализировать эту сложнейшую морфологию не удается.

Эвелина Домнич Нас интересует космогоническая и космологическая перспективы не просто творчества. Ведь можно соотносить себя с точкой пространства, где ты находишься, а можно с космической, планетарной системой. Звук – универсальный феномен, каждое явление оставляет после себя звуковые волны, шлейфы, которые в пространстве непрерывно распространяются. Желание увидеть эту морфологию, то, как ведет себя звук, двигало нами при задумке «Камеры Люсиды».

АД Как вы двигались к осуществлению этой идеи?

ЭД Два года мы занимались исследованием, каким образом можно сделать звук воспринимаемым в спектре человеческих органов чувств. Мы воспринимаем его акустически и в какой-то мере тактильно, но все-таки это большой вопрос – как именно. Хотелось освободиться от двухмерной плоскости и работать в трех измерениях. И вот после двух лет поисков мы узнали о звуколюминесценции, потом искали ученых, которые взялись бы за эту задачу. Все они в один голос говорили, что это невозможно сделать в масштабе человеческого зрения, потому что вспышки света слишком непродолжительны и очень тусклы. Но тем не менее нам посчастливилось встретить Вернера Лаутерборнa (Werner Lauterborn), выдающего немецкого физика с очень интересной судьбой. После войны в возрасте двух лет он остался бездомным в Калининграде, прошел суровую школу выживания, пока Красный Крест не воссоединил его с семьей. Он первым сфотографировал фотоны света в полете, изобрел камеру, которая снимала со скоростью два с половиной миллиона кадров в секунду. Это именно тe скорости, которые необходимы, чтобы сфотографировать звуколюминесцентный схлопывающийся пузырек на протяжении десяти кадров. Мы разбиваем время на такие тонкие промежутки времени. Вернер Лаутерборн – первый ученый, сказавший, что это возможно. Его огромный авторитет повлиял на исследователей в Японии, где мы в то время проходили арт-резидентуру, и они взялись нам помогать. Так была сделана первая версия нашей работы. У вас мы будем показывать шестую версию «Камеры Люсиды», которую постоянно совершенствовали.

АД Расскажите, что же происходит внутри сферы?

ЭД Диаметр сферы шестьдесят сантиметров, три встроенных ультразвуковых динамика излучают ультразвук, который проходит через воду и схлопывает естественные пузырьки газа. В момент схлопывания происходят вспышки света в ультрафиолетовом и видимом спектре, причем в определенных точках звуковой волны. Пузырьки выстраиваются по конфигурации звуковых волн, то есть мы видим не в целом звуковую волну, а ее движение. И если сделать фотографию с длинной экспозицией, то можно увидеть звуковые поля. Наш мозг складывает все эти отдельные промежутки времени в целостную картину.

ДГ Как и любая вибрация, даже самый элементарный бросок предмета в воду, рябь – тоже процесс, и если бы мы это снимали с определенной периодичностью со вспышками света, нам удалось бы увидеть узоры во времени. Но это отдельная тема, которая касается других работ, где в разных экспериментах мы пытаемся расширить также временную перцепцию, разрешение восприятия времени человеком.

АД Правильно ли я понимаю, что именно энергия трансформируется в свет?

ЭД В «Камере Люсида» рождение энергии происходит в какой-то степени из пустоты. Энергия вакуума или энергия пустоты – вообще очень занимательная тема в современной физике, потому что чем сильнее мы пытаемся создать вакуум, откачать всю плотность из пространства, тем больше там происходит флуктуаций — рождения частиц из ничего. Из ничего самозарождаются частицы, обладающие энергией и массой. Потом они аннигилируются, и это все происходит в очень коротких временных промежутках.

АД Наблюдение за звуколюминесценцией в вашей работе сравнивают с наблюдением за рождением звезды…

ДГ Такая мысль связана с гипотезой о возможности ядерного синтеза во время звуколюминесценции (ядерный синтез – это дыхание звезд), хотя микроскопические вспышки света в жидкой космической темноте кажутся новорожденными звездами.

АД Можно ли сказать, что вы получили определенные научные выводы?

ДГ Основная задача – исследование психофизики, а не проблем теоретической физики.

ЭД Мы очень гордимся тем, что дали возможность публике наблюдать звуко-люминисценцию. Это уникальное явление нe имеет пока еще практического применения и редко наблюдается даже учеными, которые знают о нем чаще теоретически. В то же время оно проливает свет на удивительные физические процессы, связанные с трансформацией энергии, звукa в свет.

АД То есть вы погрузились в науку из-за искусства?

ЭД Мы хотим решать именно эстетические проблемы. Изначально нам хотелось работать с эфемерными материалами...

ДГ Вы можете взять кусок дерева или камня, сделать скульптуру и законсервировать ваше произведение во времени, но на самом деле это иллюзия.

ЭД Реальность учит нас, что все течет, все меняется и что сознание – это нечто флюидное.

ДГ Нечто беспредметное.

ЭД И мы хотим приблизиться к пониманию таких вещей через искусство. Свет, звук, сознание... Как работает коммуникация на уровне природы, как информация передается в космосе? Как художники мы работаем с человеческими чувствами. Мы хотели настройку органов восприятия соединить со знаниями, которые наработаны наукой. Глубокое погружение в науку нам необходимо, чтобы создавать такие работы. Но наша цель — не популяризация науки, а настройка органов чувств на более утонченное восприятие, и мы используем науку как средство достижения этих целей. Конечно, в процессе общения с учеными выяснилось, что они сверхтворческие личности, и в принципе любой удачный научный эксперимент – это произведение искусства. Оказалось, что с учеными у нас огромное количество общих методов, общих проблем…

ДГ Философских проблем, которые невозможно решить методами современной философии…

АД Какие философские грани открылись вам в процессе работы над «Камерой Люсидой»?

ЭД Физик Стивен Хокинг (Stephen Hawking) утверждает, что философы отстали, потому что не понимают современную квантовую физику. Я изучала философию и согласна с тем, что сегодня вопросы, что такое пространство, время, обсуждаются на гораздо более высоком уровне в современной физике, чем, скажем, в современной философии. Хотя есть очень интересные философы, например, Мануэль де Ланда (Manuel de Landa), который синтезирует знания из разных дисциплин на философском уровне. В последнее время мы очень увлеклись различными эволюционными теориями и теориями зарождения жизни, познакомились с американским художником Адамом Брауном (Adam Brown). Он работает с микроорганизмами или простейшими химическими соединениями, пытаясь синтезировать жизнь, повторяя и развивая классические эксперименты синтеза аминокислот (эксперимент Миллера — Юри)… Он уже несколько лет растит колонию бактерий, которая питается токсичным для человека сульфидом золота, употребляет серу и выделяет золото как экскременты. Для него это уже не просто произведение искусства, а живой организм, симбиоз, который фактически член его семьи. Он не просто о них заботится, для него эти бактерии дороже, чем золото, которое они производят.

АД А такой фундаментальный вопрос, что такое сознание, как оно работает? Вы этим тоже занимаетесь?

ЭД Когда мы пользуемся языком, то передаем какие-то смыслы и символы, но коммуникация происходит и на беспредметном уровне, как, например, когда свет касается нашего тела, происходит обмен между нами и солнцем. Мы заинтересованы беспредметным в искусстве, поэтому в наших работах нет истории, нет рассказов о вымышленных героях или нашей собственной жизни. Мы пытаемся приоткрыть внесимволические пути получения знания, общения, коммуникации.

ДГ Для нас большие консерваторы — постструктуралисты. Постфрейдовский взгляд на работу сознания – это ограниченные мифы, которые уже устарели, пережеваны, переиграны... Работа сознания настолько многообразна, настолько многослойна... Например, только сейчас создается область квантовой биологии, когда раскрываются различные квантовые процессы в биоматерии.

ЭД Возвращаюсь к философии. В своем академическом прошлом я занималась теориями Эдмунда Гуссерля (Edmund Husserl). Одна из первых его программых статей была переведена на русский и напечатана в России еще до революции – «Философия как строгая наука». Он пытался сделать философию наукой, которая пользуется математически строгим языком. Гуссерль хотел подобные методы найти в философии, но делал это не на основе математического языка, а путем философского анализа, описанием ощущений собственного восприятия. Интроспективное самонаблюдение работы собственного сознания – в принципе очень интересная практика, близкая к искусству. Мы до сих пор какие-то из этих идей рассматриваем и преломляем в эстетическом опыте. Сейчас считается, что есть такое чувство, восприятие с помощью движения, чувство кинестезии, ведь движение, нахождение в пространстве – это сложная работа мозга, которая вычисляется по звуковым отражениям, по работе вестибулярного аппарата. Синтез опыта с сознанием – тема исследований в философии начала двадцатого века. Научная строгость познания, дисциплина интеллекта нужна для саморазвития сознания. Мы через искусство рефлексируем процессы, происходящие в науке. И для нас в науке главное не технология, не практическое использование, а именно процесс рефлексии над тем, что происходит в космосе и в человеческом сознании, а также аспект взаимодействия науки и искусства, науки и философии.

ДГ Мы пытаемся заглянуть в тайны времени и в пространства, в микропространства… Вновь сошлюсь на Гуссерля. Сознание – это тоже своего рода синтезатор времени, которым мы пытаемся структурировать его. Мы представляем время в основном языком пространственной геометрии.

ЭД Выработка таких шкал, линеек помогает нам строить картину мира.

ДГ Невесомость, флюидность знания и в итоге флюидность реальности в целом природы и есть то, что Малевич называл беспредметностью. Этот момент невесомости необходим не только для того, чтобы расширять сознание, но и чтобы задавать фундаментальные вопросы, что такое пространство и что такое время. Мы считаем, что большое будущее именно за невесомыми произведениями искусства.

ДИ №6/2015

31 декабря 2015
Поделиться: