×
Киноптика катастрофы
Ирина Сосновская

Интервью со сценаристом и режиссером, специальным гостем Красноярской музейной биеннале Александром Миндадзе. 

В день открытия биеннале состоялись встреча с режиссером и премьера его нового фильма «Милый Ханс, дорогой Петр».

ДИ Два ваших последних фильма «В субботу» и «Милый Ханс, дорогой Петр» связаны темой надвигающейся или уже случившейся, но еще неосознанной катастрофы. Это своеобразные точки бифуркации, после которых изменения неизбежны, но герои продолжают цепляться за привычное поведение, пытаясь не замечать надвигающихся событий, которые навсегда изменят оптику восприятия жизни.

Александр Миндадзе Актуальны две реакции: «живу во время катастрофы, так как я жил раньше» или «живу по-другому, вглядываясь в жизнь и ценя каждую минуту». И то и другое имеет право на существование — это вопрос замысла. Если говорить о фильме «В субботу», посвященном Чернобылю, то там люди до конца стремятся испить сладость жизни. Играет оркестр, герой переживает музыкальный экстаз, все пытаются надышаться реалиями обычной жизни.

Что касается фильма «Милый Ханс, дорогой Петр», действие которого разворачивается накануне Великой Отечественной войны, здесь я разглядываю людей с помощью оптики, которую они изобретают, и вижу смятение, предчувствие надвигающейся планеты по имени «Война», хотя ее снаряд уже взрывается в груди одного из героев.

Катастрофа в фильме «Милый Ханс, дорогой Петр» двойственна. С одной стороны, личная драма, когда человек не выдерживает и совершает неадекватный поступок. Чем хуже, тем лучше: заброшу больше угля в топку, и пусть будет, что будет, но все закончится. С другой – именно это его аномальное поведение способствует изобретению оптического стекла, той самой линзы, над созданием которой бьются герои фильма. Только экстремальная ситуация провоцирует поведение, приводящее к созданию военной технологии. Только рискуя, можно совершить такой прорыв.

ДИ Фильм основан на реальных событиях?

АМ Да, эта история имела место, немецкие технологи сотрудничали с советскими специалистами на основе экономического договора 1939 года, заключенного после пакта Молотова – Риббентропа, они должны были создать линзы нового поколения для военной оптики и начать их производство. Я изучал материалы диссертации одного немецкого профессора, сам ездил на ЛОМО, видел немецкие станки, установленные там перед войной. Познакомился с пожилым человеком, который юношей работал с немецкой группой. Но жили немцы обособленно, и бытовые контакты между ними и нашими специалистами не приветствовались.

ДИ Фильм строится в основном на невербальной коммуникации из-за языкового барьера. А в сюжете многое вынесено за скобки, повествование дискретно, налицо борьба с нарративом.

АМ Я рассчитываю на то, что зритель, в отличие от героев, знает о будущих событиях. Это знакомство с контекстом большого нарратива истории дает возможность сосредоточится на ситуации, максимально погрузиться в нее. В моих фильмах экспозиция обычно спрятана, я начинаю сюжет с события, и в этом случае обстоятельства житейские, равно как и характеры людей, раскрываются по ходу действия.

ДИ Что дает ограничение коммуникации? Усиление напряжения?

АМ Безусловно. Важно, что слово перестает использоваться в обычном понимании. Кроме того, кинематографический диалог всегда более ситуационный, чем литературный.

ДИ Фильм был задуман в двенадцатом году. Изменившиеся за время работы над ним социальный контекст и геополитическая ситуация как-то отразилась на вашей работе?

АМ Напрямую нет, и когда я только задумывал фильм, и при его реализации, я, конечно, не мог не заметить сходства с современными событиями, как мировыми, так и российскими.

Несмотря на то что работа над картиной складывалась непросто, я не испытывал никаких помех, связанных с политической ситуацией.

Фильм является совместным производством России, Германии и Великобритании, он снимался на немецком языке, и русский перевод звучит за кадром.

ДИ Почему именно сейчас было важно сделать фильм о войне, главный герой которого немец? Хотя в названии упоминаются оба персонажа, но все же это история Ханса, а не Петра.

АМ Фильм об ощущении человека перед крушением жизни, это объединяет немца и русского, хотя второй дан фрагментарно. Мне было интересно посмотреть на этих людей, жизнь которых вскоре сильно изменится. У меня не было предпочтений, но, наверное, как-то повлияло то, что я большой поклонник фильма Ларса фон Триера «Меланхолия» и книги Джонатана Литтела «Благоволительницы», в которой описывается история офицера СС с начала войны и до падения Берлина.

ДИ Последние кадры фильма отсылают к мифу о Юдифи, иудейской героине, спасающей родной город от нашествия ассирийцев?

АМ Специально я об этом не думал, но рад, что такое прочтение возникает.

ДИ Как строилась работа над фиьмом художника и оператора.

АМ Над визуальным рядом фильма мы работали исходя из сценария, который я всегда пишу как визуальную прозу, списывая ее с воображаемого экрана. Но и выдающийся румынский оператор Олег Муту, и художник Кирилл Шувалов много привнесли своего. Это и вещный мир, и структура пространства. Кирилл Шувалов обладает двумя важными качествами, которые присущи не всем кинохудожникам: он мыслит образами и умеет воплотить их в декорации. Тема линзы, над созданием которой работают герои, тонко поддерживается работой оператора с кинооптикой. Это и прием гипернатурализма крупных портретных кадров, когда видна каждая пора на лице, и использование живописных пейзажных панорам, которые с пронзительной четкостью рассматривает герой в армейский бинокль, вернувшись в Россию уже в форме немецкого офицера.

ДИ Как случилось, что вы стали участником биеннале современного искусства?

АМ В Красноярске живет и работает режиссер и актер Андрюс Даряла, сыгравший роль Петра, именно по его инициативе фильм включили в программу биеннале.

ДИ Тема Красноярской биеннале — «Практика соприкасания». Ваш фильм созвучен ей. Какие впечатление осталось у вас от биеннале?

АМ Прежде всего поражает музей, высокий уровень экспозиций и представленных произведений. Красноярцам очень повезло, наверное, они к этому привыкли и уже не замечают, но когда впервые попадаешь в это пространство, оно производит очень сильное впечатление.

Беседу вела Ирина Сосновская

ДИ №6/2015

31 декабря 2015
Поделиться: