×
Работа над ошибками. Владимир Колесников
Валентин Дьяконов

Валентин Дьяконов о выставка Владимира Колесникова «Работа над ошибками», которая откроется на Винзаводе 6 декабря в галерее «11.12» 

Звучит ли в зале шестая симфония Шостаковича, висят ли полотна Рафаэля, фотокорреспондент или телеоператор все равно ищет в толще аудитории симпатичное женское лицо (или мужское, но существенно реже). Молодость, красота и сексуальная привлекательность всегда находятся в топе новостей дня, и даже опытные дешифровщики медиа-сигналов, борцы с информационными лавинами нет-нет, да и кликнут на бессмысленную новость, снабженную эффектной картинкой про Эрос и Танатос. Жизнь может быть коротка, искусство может стать вечным, но синдром дефицита внимания неизлечим. Особенно сегодня, в состоянии, которое аналитики называют «информационным ожирением» и «культурой отвлечения». В новой серии работ Владимир Колесников обращается напрямую к проблеме неравномерного течения двух временных плоскостей. Истории, освященной сотнями тысяч взглядов, откликов и диссертаций, – и сексуальности, работающей как вспышка, цепочка аффектов, дающих сиюминутное наслаждение ценой учащенного и неровного пульса, а так же провала в параллельную реальность, где нет прошлого, потому что оно не вставляет.

Эту проблему, конечно, осознавали и раньше, но на первый план выводили – еще с таким изяществом – редко. Ближайшие примеры находятся в массовом искусстве военного времени. Вспоминается Рози-клепальщица, нарисованная американцем Норманом Рокуэллом для обложки Saturday Evening Post. Символ всеобщей мобилизации США времен Второй Мировой войны срисован с одной из сивилл Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Мощная, румяная Рози возвещает победу тех, кто боролся за участие Америки в борьбе с фашизмом, и призывает каждого, вне зависимости от пола, принять участие в работе военной промышленности. Двумя годами позже, в занятом советскими войсками Берлине, великий репортер Евгений Халдей снимает девушек-регулировщиц и цветочниц. Они улыбаются, машут, изображают нормальную жизнь среди руин, тоже превращаясь в символ, на этот раз – победы. Акты насилия над памятниками культуры в последнее время тоже связаны с войной, на этот раз – религиозной: Талибан уничтожает памятники буддизма в Афганистане, «Исламское государство» – раннехристианские комплексы в Пальмире.

Владимир Колесников открывает в этих конфликтах измерение, базирующееся на основном инстинкте. На его полотнах, как обычно, стилизованных под итальянский рисунок эпохи маньеризма, секс-символы американских солдат, гей-иконы эпохи борьбы ЛГБТ-сообщества за свои права обрушиваются на исторические памятники, признанные неотъемлемым наследием человечества – например, мраморы Парфенона. Шедевры современного искусства, работы Джеффа Кунса, Ханса Хааке, «Коллективных действий» и других авторов разрушению не подвергаются, ибо, по большей части, эфемерны. Вторжение «девочек с обложки», однако, оказывает на них похожее действие: холод идеи разогревается феном сексуальности. В пространстве картины Колесникова идет схватка за внимание между отчетливой, даже гротескной привлекательностью и временем истории, между живым выражением соблазна и холодными камнями памяти. Недаром проект несколько загадочно назван «Работой над ошибками». В заглавии содержится намеренная двусмысленность: с одной стороны, эротичная молодежь как будто исправляет ошибки прошлого, оставляя от него лишь пыль, с другой – ошибка может быть и на нашей, зрительской совести. Ухватившись за сиюминутное, мы не видим существенного. Или, наоборот, выбирая руины, не способны чувствовать. Правильного ответа у художника нет, и в этом – главное достоинство выставки.

5 ноября 2016
Поделиться: