×
Найти неизменное
Юлия Кульпина

Владимир Опара: «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте.»

Владимир Опара – живописец, фотограф и график, автор сложных пространственных инсталляций. В ретроспективной выставке в ММОМА куратор Виталий Пацюков объединил произведения разных лет: от живописных работ 1990-х до медиаинсталяций, объектов и ассамбляжей 2000-х. Экспозицию дополнили лекции художника, видеопоказы, авторские кураторские экскурсии и свободные встречи.

Целостность выставки связана с внутренней цельностью художника. Проект изначально задумал Андрей Толстой, который на протяжении многих лет наблюдал за творчеством Опары и отмечал, что «он любит и ценит и свои ранние вещи, и продолжает искать и экспериментировать сейчас, а уж о темпераменте и внутреннем огне этого художника можно и не говорить, поскольку они очевидны для всех».

Образное восприятие мира раскрывает диапазон творческих размышлений, исканий и опасений. Накопленные ощущения, опыт и знания художник преобразовывает в знаки событийности. Общая сюжетная атмосфера базируется на определяющей теме – предчувствии катастрофы и самоуничтожения человечества. Художник постоянно возвращается к сюжетам Ветхого и Нового Завета («Одинокий герой», «Но нашли они камень», «Чтобы мне прозреть», «Строительство башни», «Слова и числа» и другие проекты), чувствуя их связь с сегодняшним миром, непреходящую значимость нравственного начала, действующего в основе жизни, в противовес разрушению, катастрофе, гибели. «Я все время размышляю о том, о чем думали и в далекие времена – несколько тысяч лет назад», – говорит художник.

Эта связь спрессовывает время, и только ландшафт, внешнее пространство оказывается подвержено изменениям. Картинки текущей жизни сменяют друг друга, словно мелькают на кадрах кинопленки, запущенной в ускоренном режиме. Одной из важных для Опары тем стал Интернет (Проект «E-Crucifix», серия работ «Сотворение мира», «Песни аватаров», «Мои друзья аватары»). Автор был пионером Интернета, чрезвычайно увлеченным его возможностями, но быстро увидел обратную сторону мнимой свободы Всемирной паутины. Он задается вопросами: современные технологии, Интернет, соцсети – добро или зло? Интернет он называет «Всемирной книгой», где информация, общение с друзьями соседствуют с возможностью манипулировать людьми, трансформировать коллективное сознание.

В своих коллажных живописных работах Опара использует электронные платы, по-разному соотнося их с образами человека, который удаляется от материальной реальности. В проекте «Мои друзья аватары » автор собирает друзей по фейсбуку, чтобы взаимодействовать с ними уже вне Интернета. Выставочный зал аватаров, пожалуй, самый зрелищный. Персонажи поют тексты из соцсетей персонажи и создают полифонический шум, в котором можно различить отдельные голоса. Их сумма порождает новое качество, иллюстрируя общение через социальные сети.

Обнаруживая в технологических проблемах нравственное измерение, художник видит необходимость сохранять то ценное, что есть в мире, не утратить его, не размыть понятий. Так в его творчестве возникают образы Великого потопа, ковчега и Черной книги.

Тема потопа пришла из реальной жизни. Сейчас художник живет в России и Голландии, где ожидание и необходимость защититься от затопления обыденны. Владимир Опара считает отношение голландцев к действительности правильным: для современного мира в целом было бы полезно адекватно оценивать опасность глобальных катастроф и не усугублять ситуацию действиями, ведущими к самоуничтожению.

Ковчег по замыслу художника должен сохранить «допотопное» ценное, накопленное человечеством. То, что художник считает важным и нужным, он помещает в «Черную книгу», здесь собраны его предостережения, размышления о том, что делать в случае катастрофы, что следует сберечь. Черный цвет становится символом бездонного, бесконечного пространства, способного вместить все значимое и необходимое.

В проекте «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте» художник выстраивает свои представления о мире и о человеке в последовательной логике личного постижения действительности. Он не ставит точку, стремится дальше, в неизвестность будущего, которую творческий человек способен формировать и преобразовывать.

22 февраля 2017
Поделиться: