×
Региональная повестка

Алиса Прудникова недавно возглавила дирекцию по региональному развитию РОСИЗО–ГЦСИ и рассказала Ирине Сосновской о недавних проектах Уральского филиала, где она работала до этого года, и новой филиальной политике объединенной институции. 

ДИ. Какие задачи сегодня определяют региональную политику РОСИЗО – ГЦСИ?

Алиса Прудникова. ГЦСИ с региональными филиалами – организация, которая создает и пишет историю современного российского искусства. Именно филиалы ГЦСИ стали для всех регионов пионерской организацией современного искусства, которые создавали вокруг себя среду и занимались интеграцией локальных ситуаций в глобальный контекст. Сейчас мы вырабатываем общую стратегию взаимодействия. Наша задача – исследовать самих себя и осмыслить результаты этой деятельности, сделать их явными. К появлению нового здания в Москве мы хотим прийти с подробной картиной развития регионального искусства, «энциклопедией» российской художественной жизни. Это правильная амбиция для государственной институции с развитой сетью филиалов и сформированным экспертным кругом.

ДИ. На десятом юбилейном международном художественном симпозиуме «Аланика» во Владикавказе много говорилось о необходимости смены формата. Будут ли изменения в региональных проектах?

А.П. На примере Владикавказа мы зада-вали себе вопросы, как работать с разны-ми форматами и аудиториями , видеть город как ресурс. Виктор Мизиано призывал строить новый институционализм на примере Van Abbemuseum в Эйндховене , MUHKA в Антверпене, Moderna galerija в Любляне, где делается акцент на творческое производство и максимальную открытость публике, на выход музея в пространство города. Эта тема важна не только для Кавказа, но и для всей региональной структуры РОСИЗО– ГЦСИ. Во Владикавказе после переезда филиала из проектного офиса в новое пространство Дома культуры начался новый этап: расширилась зрительская аудитория, а атмосфера и пространство Дома культуры могут стать темой для резиденциальных программ.

ДИ. Как развиваются резиденциальные проекты Уральского филиала, молодежные мастерские и арт-резиденции индустриальной биеннале?

А.П. Проект «Мастерские» стартовал в 2011 году в филиале ГЦСИ, который располагается в здании бывшей школы. Мы предполагали, что классы-студии будут востребованы как временные мастерские, но они стали «авторскими». Там постоянно работают художники Тимофей Радя, группа «Куда бегут собаки», Владимир Селезнев и Виктор Корьякин.

Программа арт -резиденций в рамках Уральской индустриальной биеннале выросла из специфики биеннального проекта , который переоткрывает территорию города и региона в целом для внешнего и местного зрителя, говорит об индустриальности не только в контексте истории, но и как об актуальной практике. На второй биеннале резиденции состоялись под лозунгом «Каждому художнику по заводу», на третьей – коллективные экспедиции художников исследовали Урал.

На биеннале в 2017 году программу второй раз будет курировать Женя Чайка, мы снова трансформируем формат, делаем резиденции для художников, которые одновременно станут арт-маршрутом для зрителей. Такая логика программы органична общей теме «Новая грамотность», которая посвящена труду и досугу недалекого будущего, изменениям, к которым мы приходим с новым технологическим укладом, когда технологии объединяют виртуальный мир с физическим. Кроме того, 2017-й – год юбилея революции, события, которое имело своей целью в том числе изменение языка, а для освоения любого языка необходима грамотность.

ДИ. В 2016 году у Уральского филиала появился второй биеннальный формат – «Бажов-фест». Расскажите о нем.

А.П. Да, теперь по нечетным годам будет проходить индустриальная биеннале, а по четным – «Бажов-фест». Идея фестиваля принадлежит Александру Шабурову, он курировал основную выставку фестиваля «Малахитовая шкатулка» в 2016 году. Это был пробный шар, хотелось понять, как проговаривание, казалось бы, затертых тем про «уральскую хтонь» и «наследие Бажова» будет считано и понято, или начнется реакция: о боже, опять вы про свои штампы!

Оказалось, Шабуров нашел метод работы со зрителем, перенеся героев прошлого в контекст массовой культуры. Медийно-сериальная среда сегодня дает возможность имплантировать историю и «мифоносные пласты » Урала в современную проблематику, используя другой тип говорения через современные культурные коды, языки молодежных суб-культур. Экскурсионная программа фестиваля подтолкнула нас к созданию Школы авторских экскурсий. Одна из заслуг фестиваля и Шабурова – включение в эту историю альтернативных героев Свердловска – художников , активно действовавших в 1970–1980-е годы , для которых редко удавалось создать правильный контекст на выставках ГЦСИ. На фестивале произведения художников разных поколений оказались зарифмованы через парадокс и бажовскую «живинку в деле».

ДИ. Вероятно, этот проект поможет современному искусству завоевать новую аудиторию?

А.П. Региональные центры ГЦСИ всегда ориентировались на взаимодействие с широкой публикой, иначе они просто не выжили бы, и наверное, нашей главной стратегией после слияния с РОСИЗО должны стать сетевые программы, когда правильно используются наработки коллег, обмен опытом, сотрудниками. Удачный пример – обмен биеннале в Стамбуле и Ливерпуле на уровне генеральных менеджеров и координаторов, который был очень полезен для обеих команд. За все годы работы ГЦСИ было на удивление мало проектов, задействующих все филиалы , на это никогда не хватало ресурсов, но те, которые удалось реализовать, были выдающимися: «Человеческий проект », «Art on Site /Искусство места» и «9000 км».

ДИ. У вас также большой опыт работы с разными институциями и использования всех ресурсов города для создания большого проекта.

А.П. Идея индустриальной биеннале – главного уральского проекта – оказалась очень органична городу. Мы стучались во все двери: в филармонию, в библиотеки, в заводские ДК – и нас поддерживали потому, что тема биеннале оказалась «своей» для всех участников на поле культуры Екатеринбурга.

Однако к третьей биеннале стала видна обратная сторона гиперконсолидации – распыление. Условно говоря , каждый салон красоты что-то делает к биеннале, начинается процесс размывания понятия искусства и роли куратора. Мы преодолели некую границу, после которой нужно уже не насыщать среду , а, наоборот, кристаллизовать. Это новая задача ГЦСИ в Екатеринбурге.

ДИ. Вы член Всемирной биеннальной ассоциации, как совмещаются региональная и международная деятельность?

А.П. Нужно постоянно анализировать свою ситуацию в глобальном контексте, поэтому международные отношения очень важны. В этом году меня выбрали в члены правления Всемирной биеннальной ассоциации от Евразийского континента, что очень ответственно. Ассоциация объединяет участников биеннале по всему миру, их больше 200, и сеть постоянно растет. Помимо профессиональных контактов важно исследование формата биеннале, возможностей и перспектив, результатов для территории. Интересно узнавать о проектах, идеологически созвучных нашему: Сан-Хосе в Силиконовой долине, Ливерпуль, Стамбульская биеннале, Йокогама. Сотрудничество с ними создает возможности серьезного политического лоббирования. В октябре 2015 года мы провели симпозиум Все-мирной биеннальной ассоциации в Екатеринбурге , приехали организаторы биеннале от Гаваны до Токио, мы пригласили наших чиновников и губернатора обсудить важность биеннального движения и то, какие профиты и бенефиты оно дает территории. Теперь Индустриальная биеннале постоянно звучит в официальных программах города и области, но к этому вел долгий путь. Во многом это заслуга Михаила Миндлина, который с самого начала способствовал тому, чтобы соучредителями биеннале выступили и город, и область. Так мы стали проектом , укорененным в локальном контексте, работающим прежде всего на Екатеринбург и Уральский регион.

ДИ. Изменится ли региональная структура РОСИЗО–ГЦСИ?

А.П. Будут открываться филиалы в Саратове и Владивостоке, это новая для нас реальность, когда филиалы появляются по политической воле, а не только из внутренней логики развития искусства в регионе. Самым главным структурным изменением и, несомненно, важнейшим событием для регионов стало появление постоянной региональной площадки ГЦСИ на Зоологической, 13. Теперь есть возможность привлечь внимание к ГЦСИ как форпосту современного искусства в России, рассказать об опыте работы на местах. Это приближает территории не только к Москве, но и друг к другу, именно на этой площадке мы хотим максимально проявить возможности горизонтальных связей.

ДИ. Музей современного искусства «Гараж» сейчас проводит первую Триеннале российского регионального искусства, как вы к этому относитесь?

А.П. Я вижу в этом глобальный тренд на внимание к регионам. Кураторы «Гаража», отправляясь в исследовательские экспедиции по России, работали с нашими кураторами и сотрудниками в городах, где есть филиалы ГЦСИ. Конечно, мы рады способствовать таким контактам и исследованиям, это важно для знакомства и коммуникации, когда все собираются в одном месте. Но наша задача на местах – быть постоянным системным игроком на этом поле. Региональная дирекция РОСИЗО–ГЦСИ будет выстраивать федеральную повестку для регионов. Филиалы по-прежнему будут динамизировать и развивать ситуацию на местах, но у них также появятся задачи федерального и международного представительства.

18 октября 2017
Поделиться: