×
Шухов. Формула архитектуры
Марина Терехович

От расчетов до башен и мостов – очередное препарирование гения Шухова и наследников его идей.

Феномен российского инженера-изобретателя Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939) представлен публике во временных координатах. Выставка погружает зрителя в мир строительной науки. Начинается все с небольшого видеоликбеза: физико-математические принципы работы различных конструкций – сжатие, растяжение, нагрузки, изгибы. Далее экскурс в историю от купола римского Пантеона через сооружения Шухова и его европейских коллег (Жана Эффеля, братьев Маннесманн) к нашим дням (Норман Фостер, Фрай Отто, Конрад Ваксман), показывающий, как на протяжении веков содружество с инженерией определяло пути развития архитектуры.

В первой половине XIX века в арсенал европейских архитекторов и строителей вошли металл и стекло. Для Российской империи применение металла как несгораемого материала было особенно актуально. При реставрации Зимнего дворца после очередного пожара в 1837 году архитекторы Владимир Стасов и Карл Брюллов использовали металлические фермы и балки (инженер Кларк). При возведении портика и купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге применялись конструкции из чугуна и железа1.

Бурное территориальное развитие России во второй половине XIX века и связанное с этим строительство железных дорог привело к появлению школы инженеров-мостостроителей мирового уровня. Феликс Ясинский, помимо проектирования и строительства, экспериментировал, изучая сопротивление металла продольному изгибу, внес вклад в развитие строительной механики и теории упругости. Дмитрий Журавский при исследовании ферм строил модели и с помощью смычка определял напряжение, сравнивая высоту тона2. Владимир Шухов в их ряду.

Как технический директор «Строительной конторы инженера Александра Бари», он получал задания для конструкторских разработок в различных сферах жизни страны: мостостроение, возведение водонапорных башен, перекрытие больших пролетов вокзалов и заводских цехов. На Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Бари использовал довольно затратный рекламный ход, бесплатно построив несколько павильонов с использованием конструкций Шухова. Слава тут же настигла фирму и самого Шухова: были получены новые заказы, а также высшая награда, что давало право изображать на проспектах и бланках государственный герб.

Среди металлических конструкций, которые создал Шухов, самые эффектные – сетчатые структуры. Пространственная стальная сетка строится из прямых стержней и может образовывать криволинейные поверхности. За них инженер получил «патент на привилегию» в использовании своего изобретения. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году изобретение было признано международным сообществом и отмечено золотой медалью. Объектов из легких прозрачных конструкций было сооружено множество, как до 1917 года, так и после. Наиболее известны Брянский вокзал (ныне Киевский), который строился с архитектором Иваном Рербером (1912–1917), Бахметьевский гараж – с Константином Мельниковым (1926–1927) и, конечно, телебашня. Новаторы-инженеры, архитекторы, художники влияли друг на друга. На выставке можно видеть композицию Александра Родченко на основе его теории «линизма». Не случайно проект памятника Третьему Интернационалу Владимира Татлина и гиперболоидная башня на Шаболовке создавались одновременно в 1918–1922 годах.

Кураторы выставки последовательно проводят идею преемственности архитектурных идей и решений, укорененность современной архитектуры в истории. Идеи Шухова использовать оптимальные по весу и расходу материалы, прочные легкие конструкции ярко проявились в европейском инженерно-архитектурном проектировании второй половины ХХ века. Это сетчатые стержневые пространственные конструкции («геодезические купола») американского инженера, дизайнера, философа Бакминстера Фуллера; мобильные, гибкие тенты и мембраны Фрая Отто – лауреата Притцкеровской премии, основателя Института легких конструкций в Штутгарте (одного из соорганизаторов выставки). Норман Фостер «уместной технологией» создает архитектуру в стиле хай-тек. Он говорит: «Проектирование – это моя страсть, оно есть методический поиск оптимальных решений для пользователя»3. (Кстати, в его фирме работает праправнук Шухова). Концептуальное проектирование позволяет предвидеть и реализовать устремления социума. Татлин намеревался разместить в башне главные учреждения всемирного государства будущего, Фуллер видел в архитектуре систему для обслуживания независимого индивидуума, нынешние мастера озабочены экологией, перспективами грядущего цифрового мироустройства.

Экспозиция насыщена материалами из наследия Шухова и его европейских современников (чертежи, расчеты, фото, рисунки, документы) из отечественных и зарубежных архивов. Макеты, фото, рисунки современных сооружений предоставлены зарубежными партнерами музея (в частности фондом Фостера, архивом фирмы Цейс, Институтом легких конструкций и др.). Демонстрируются экспериментальные модели студентов МАРХИ, а также 3D-видео по фотографиям из семейного архива Шуховых, в нем чувствуется дыхание жизни тех лет.

Дизайн-проект выставки выполнен Евгением Ассом и Екатериной Тиняковой. Кроме стандартных выгородок они спроектировали деревянные модули, основой которых послужили ажурные конструкции Шухова из дерева. (Известно лишь одно реализованное здание на их основе – башня градирни Североуральске, 1947). Выкрашенные в серый цвет, они несколько тяжеловесны для интерьеров музея. В завершающем зале экран с видео саморазвивающейся системы инженера Конрада Ваксмана не дает увидеть другие экспонаты. Но в целом удалось создать ансамбль с ясно прослеживаемой концепцией из сложного разнородного материала.

Выставка в МУАРе – серьезный научно-исторический проект. Он показывает, как развиваются новаторские технические идеи, кристаллизуются до эстетически совершенных решений, становятся архитектурой и частью истории. Архитектор- постмодернист Джеймс Стерлинг считает: «Чтобы двигаться вперед, архитекторы всегда смотрели назад»4. Недавняя борьба против сноса телебашни на Шаболовке показала, насколько важен этот символ уникальной инженерии для сохранения исторической среды и развития архитектурной мысли. С 2016 года Шуховская башня внесена в список ЮНЕСКО как памятник мировой культуры с охранным статусом.

 

1 Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. Ленинград: Издательство литературы по архитектуре, 1968. С. 110.

2 Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. С. 49.

3 Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Искусство ХХI века, 2005.

С. 202.

4 Там же. С. 101.

ДИ № 6-2019

 

30 декабря 2019
Поделиться: