×
Минимализм.
Алиса Йоффе, Виктория Хан-Магомедова

Минималистское искусство возникло и получило распространение в 1960-е, главным образом в США. Это было движение абстракционистов, которые стремились выявить в живописи и скульптуре сущностные элементы, используя комбинации геометрических форм. Истоки минимализма усматривают в конструктивизме начала ХХ века и в супрематизме.

Минимализм — реакция на доминирование абстрактного экспрессионизма, представители которого, такие как Дж. Поллок, делали акцент на спонтанности и интуитивной жестуальности художественного процесса.

Минималистское искусство оказало огромное влияние на многие сферы творчества: дизайн, архитектуру, музыку. Если сравнить музыкальные повторы в сочинении «Модуляции» композитора Т. Рикли и «серийные» формы у Стеллы и Джадда, то очевидно сходство между ними: жесткий, повторяющийся ритм с минимумом вариаций. Минималисты используют простые геометрические формы, первичные структуры, лишенные экспрессии, применяют имперсональные материалы, взятые из промышленной сферы или фабричного производства (иногда специально заказанные художниками).

Минимализм — это протест против любых органических форм в искусстве. Моррис, создавая свои кубы, обращался к Евклидовой геометрии, разработал систему трансформаций и использования первичных форм.

Ф. Сэндбек использовал простые геометрические формы, стремясь скорее обозначить пространство, нежели занять его.

Классик минимализма Джадд (р. 1928) стремился исключить какую-либо возможность зрителю воспринять смыслы, заключенные в его произведениях. Тотальный смысл приобретает форма, значимая сама по себе. Руководствуясь этой идеей, он создает работы из промышленных материалов, использует металл и плексиглас в элементарных формах — кубах и параллелепипедах.

Одна из самых характерных аскетичные работы минималистов — «Рычаг» Андре, девятиметровый ряд положенных на полу и плотно пригнанных друг к другу одинаковых огнеупорных кирпичей, которые художник заказал на заводе. Таким образом он демифологизировал функцию художника и сам художественный процесс. Объединяло минималистов также и то, что само слово «искусство» для них было производным от слова «искусственный» и означало нечто изобретенное, бесполезное, интеллектуальное. Именно от композиционных структур европейского искусства смело и уверенно отказался Д. Джадд, так как он не принимал присущей европейской традиции тенденции к уравновешенности, гармонии.

Таким образом, работа художника-минималиста — это создание концепции, кульминационный момент — рефлексия зрителя.

И тогда критик или художник вправе задать вопрос: действительно ли необходимо создавать объект, чтобы совершился такой переход идеи из головы в голову?

ДИ №2/2014

22 декабря 2014
Поделиться:
Тэги:   минимализм,