×
Занимательная крафтология Леонида Тишкова
Ирина Сосновская

Выставка-исследование «Правдивая история аптекаря Крафта» в Тульском историко-архитектурном музее (ТИАМ).

Современное искусство в регионах произрастает в самых неожиданных, но отнюдь не случайных местах. Казалось бы, есть специально отведенные пространства — художественные музеи и выставочные залы, но там среди привычных смотров «Пейзажи родного края», персональных экспозиций к очередному юбилею членов творческих союзов или гастрольных выставок столичных авторов (преимущественно тех, кто готов приехать за свой счет) вероятность его встретить крайне невелика. Как в провинциальном городе художник становится современным? Вроде учился как все, а потом что-то пошло «не так». Или человек без диплома о художественном образовании вдруг вздумает возомнить себя «актуальщиком». А то вдруг появится в городе и вовсе странная фигура — куратор, а за ним начнут подтягиваться приезжие художники при отсутствии местных желающих. Они могут даже объявить себя центром или институтом современного искусства и без бюджета, без помещения начать проводить выставочные и образовательные программы. А если такой человек получит статус руководителя учреждения культуры, то обязательно превратит его в институцию современного искусства, как бы официально оно ни называлось. Весной этого года в Туле в доме № 25 по проспекту Ленина, недавно переданному музею ТИАМ, где в ХIХ векe располагалась аптека Константина Андреевича Крафта, был реализован проект, в котором приняли участие 14 художников из Москвы, Екатеринбурга и Ижевска. Куратором художественной части «Правдивой истории аптекаря Крафта» стал Леонид Тишков (Москва), автор идеи — директор музея Лилия Кашенцева (Тула).

Магия таких выставок в их особой атмосфере, возникающей из энтузиазма художников и куратора, непременно проявляющейся в ауре созданных для проекта произведениях. Это, наверное, самая продуктивная стратегия для обживания новых музейных пространств и начала работы институции. Например, так происходило в Саратове с проектом «след сада», когда давно исчезнувший сад Павла Кузнецова по воле художников отбрасывал тени, опылялись и плодоносили его воображаемые деревья.

Вот и для аптеки Крафта провели арт-реконструкцию. Воссозданный образ заведомо далек от реальности, «все события и персонажи вымышлены, всякое сходство является случайным...», но именно в зазорах реальности и художественной условности пронзительно зияет правда искусства, а вымышленный сценарий судьбы аптекаря абсолютно совпадает с неумолимой логикой истории, в которой были и аптека, и холера, и война, и революция, и все это уживается с домыслами и фантазиями художников. А дом Крафта выступает главным инструментом этой «пространственно-временной компрессии», а также свидетелем и гарантом возможности существования современного искусства в российском провинциальном городе.

И потому нельзя не поверить в то, что современный художник и перформансист вилли мельников действительно владеет всеми древними языками (доказательствами стали его лингво-гобелены и перформанс «визуальная поэзия»), что Лев Николаевич Толстой заходил в гости к Константину Андреевичу Крафту (перформанс с мягкой скульптурой Ирины Кориной), что низкие температуры могут порождать звуки («Криофон» Дмитрия Морозова), а самые обычные вещи (разбитые тарелки, осколки химической и аптечной посуды, упаковки из-под лекарств) способны трансформироваться в арт-объекты (инсталляция и мастер-класс «Фабрика свободного времени» арт-группы «Город Устинов»). А предложение после вернисажа отправиться на кладбище тоже вполне объяснимо: Тульский историко-архитектурный музей совсем недавно был музеем «Тульский некрополь». Возможно, тулякам действительно что-то известно о тайнах жизни и смерти, недаром философ Николай Федоров какое-то время жил в их губернии (работал учителем в Одоеве). Может быть, здесь проблематизацию городской среды и «музеефикацию» повседневности и надо начинать именно с кладбищ?

На выставке доказательством земного существования аптекаря Крафта стали выполненный Аркадием Насоновм его живописный портрет, графическая летопись жизни (альбом «История Крафта») и визуальная формула молекулы фосфора, жизненно важного элемента, созданные Леонидом Тишковым. Тема жизни была продолжена в «Пирамиде» татьяны и Сергея Костриковых, их инсталляция из скорлупы гигантских яиц напоминала о циклах природы. Флортекстиль Зои Лебедевой поддержал аптечную тематику популярным во времена Крафта траволечением. Картины «Знаки и символы» Сергея Шутова, инсталляции «Великий элексир» Владимира Селезнева и «воскрешение в доме Крафта» Валерия Корчагина свидетельствуют о том, что попытки человека постичь тайны вечной жизни неискоренимы. Сергей Катран продолжил свое исследование магии времени, воссоздав химическую лабораторию во флигеле аптекарского дома.

В проекте представлены практически все жанры современного искусства — от книги художника до саунд- и видеоарта. К вернисажу была приурочена газета «Хроники ТИАМа», ее дизайнер Юрий Сурков принимал участие в проекте с момента его обсуждения. Готовится издание каталога, в который войдет переписка директора музея лилии Кашенцевой, куратора Леонида Тишкова и художников проекта. Этот своеобразный дневник раскрывает алхимию создания «правдивой истории...», очевидно, не случайно один из участников переписки проговаривается и называет ее куратора именем персонажа. В современном искусстве сложилась традиция арт-мистификаций. Взгляду в будущее через образы-химеры прошлого была посвящена выставка «Бестиарий», показанная в рамках 3-й молодежной биеннале в Москве (2012) и в 2013-м году в нижегородском арсенале. Параллельно с выставкой-исследованием в туле в волжских городах проходит проект «ниже нижнего», в котором авторская мифология и литературное псевдокраеведение одноименной книги проиллюстрированы работами художников. Как правило, в грантовых выставках, гастролирующих по регионам, одни и те же художники переходят из проекта в проект, а их кураторы знакомы друг с другом, поэтому в какой-то момент возникает ощущение, что существует арт-процесс, параллельный столичному мейнстриму. Выставочные проекты, замаскированные под краеведческие или литературные экспозиции, выглядят скромно (малобюджетно), интеллигентно и занимательно. Зрители оказываются как бы приобщенными к современному искусству, даже не догадываясь, что оно может быть и совсем другим. Есть города, где эта иллюзия живет годами.

Технология столичных выставок в регионах нередко еще более далека от поисков искусства, это скорее разновидность профессионального арт-туризма, поездок ради получения в послужном списке строки об участии в очередной музейной выставке. Для того чтобы современное искусство стало частью жизни города, нужны последовательная программа, система работы со зрителем, а также связь сюжетов искусства с темами, близкими горожанам, как, например, в Ижевске, где частью новой городской мифологии стал родник Д.А. Пригова. Тогда появляются новые художники, кураторы, критики, институции современного искусства, а город становится его региональным центром. Возможно, благодаря ТИАМ таким центром станет и Тула. Опыт первых выставок, а «Истории Крафта» предшествовала «Жизньсконца. Воспоминания о будущем», организованная ГЦСИ (2012), дает для этой надежды определенные основания.

​ДИ №3/2014

31 января 2015
Поделиться: