×
Kulturus. Сломать стереотипы
Антон Польский

В сентябре в Праге проходил фестиваль «Kulturus», призванный познакомить жителей этого города с современной российской культурой (куратор художник Антон Литвин).

В поездках по разным городам и странам я сталкиваюсь с огромным количеством стереотипов о нашей стране, обычно формируемых СМИ. В Чехии эти стереотипы о России как о страшной и непонятной стране, ассоциируемой то ли с солдатом с «калашни-ковым», то ли с русскими олигархами в мехах и бриллиантах, рождают русофобские настроения, которые укладываются в общую тенденцию роста национализма и ксенофобии в Восточной Европе. Поэтому особенно важно показывать, что русские — такие же люди с похожими проблемами и современной культурой, о которой практически ничего не известно в Чехии.

Программа фестиваля, организованная как серия двух-трех-дневных событий, рассредоточенных по всему городу, была обширна и разнообразна по жанрам: фотовыставки «Сможешь выйти на площадь?», посвященная событиям на Болотной площади, «Триумф джаза» Александра Забрина с презентацией одноименного альбома, видеопоказ фильма «Олег Кулик. Вызов и провокация», круглый стол о работе правозащитного общества «Мемориал», большой фестиваль мультфильмов, лекция Антонио Джеузы «Политическое видео как жанр современного искусства», сеансы фильмов последних лет Ивана Вырыпаева, Олега Хайбуллина, Светланы Басковой, документального и экспериментального кино, представленных партнером фестиваля «Синефантомом».

Мне предстояло прочитать лекцию об активизме, партизанинге и политическом аспекте наших работ. Часть программы, в которой я участвовал, проходила в районе Вршовице на юго-востоке Праги, известном своими клубами, барами, кафе и местными субкультурными персонажами. В клубе «Пилот» были прочитаны две лекции — моя и московского активиста Серое-Фиолетовое «ЛГБТ-движение в современной России: противостояние клерикальному консерватизму»; показаны фильмы о «Pussy Riot», фильм художников Н. Олейникова, Е. Фикса, И. Будрайтскиса (при участии В. Мизиано) о реконструкции ими в 2008 году в Праге на заводе ЧКД подпольного съезда чехословацкой коммунистической партии в августе 1968 года, а также состоялось выступление активистов и музыкантов из «Панк-фракции Красных бригад».

Одно из первых впечатлений от Праги — количество русскоязычной публики, многие прохожие, стоило с ними заговорить, переключались на русский. Тем не менее удивительно, что здесь так плохо представлены современные формы культуры и искусства из России. Впрочем, на этот счет я уже начал своеобразное исследование: за последний год пообщался с русскими эмигрантами в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине и Праге. У меня сложилось впечатление, что чем дальше уезжают наши соотечественники, тем сильнее они оказываются оторваны как от нынешней России, так и от контекста современной культуры тех стран, где они обосновались. Большинство русских бегут из России в надежде на большую независимость от общества. Можно сказать, что в целом жители бывших социалистических городов имеют своеобразную постсоциалистическую травму.

Однако, прожив двадцать лет в обществе потребления, индивидуализации и атомизации, люди в больших российских (чешских, украинских) городах, похоже, начинают осознавать, что потеряли некую общность в этих процессах. Наиболее интересные формы в искусстве, театре, танце сегодня связаны с различными формами кооперации и взаимодействия. Но русским, уехавшим в поисках свободного рынка, все эти левые настроения обычно не слишком близки.

Тем не менее число людей, пришедших на творческий вечер Льва Рубинштейна, значительно превысило количество мест в кафе, где поэт читал свои стихи. Вообще выступление Льва Рубинштейна, похоже, стало главным событием фестиваля. Помимо чтения стихов поэт и общественный деятель совместно с Антоном Литвиным принял участие в презентации доклада Общественной комиссии, посвященного расследованиям столкновений на Болотной и узникам 6 мая. Другое событие фестиваля, привлекшее большое внимание — гастроли Театра.doc, представившего новый проект Елены Греминой «150 причин не защищать Родину и еще 7».

Если же говорить о пражском активизме или новом коллективизме (термин, который мы используем для описания новых посткапиталистических форм кооперации в постсоциалистиче-ских городах), то наиболее заметным явлением следует признать движение «Автомат», организованное уже около десяти лет назад. Ребята, как и, например, участники голландского движения «Прово», чья выставка прошла в Москве, начали с велоактивизма, борясь с буржуазной автомобильной культурой.

У соорганизатора фестиваля Ондрея Мразека, журналиста и переводчика, не раз возникали проблемы из-за освещения собы-тий в России. Я уже не раз замечал, что многие западные журналисты тяготеют к освещению нашей ситуации исключительно в черно-белых тонах и, когда появляются более глубокий анализ и критика деятельности тех же «Войны» или «Pussy Riot», журналиста могут тут же обвинить в поддержке режима.

Хотелось бы акцентировать внимание, пожалуй, на самом важном вопросе, который мы обсуждали с Ондреем — репрезентации России за рубежом. В последнее время я на подобного рода мероприятиях вижу, насколько высок интерес к России, русскому художественному активизму и активизму вообще. И многие художники и деятели из России (пожалуй, и я сам) успешно используют это, фактически предлагая свой продукт. Самая простая стратегия — игра на стереотипах. В результате активистов из России воспринимают как настоящих героев, которые не только живут в поистине нечеловеческих условиях, но еще и умудряются каким-то образом противостоять режиму. Так, организаторы оказываются в ситуации, когда, с одной стороны, надо показать новое движение в искусстве, а с другой — оправдать ожидания, продиктованные стереотипами. Понятно, что тема конфронтации вызывает интерес, так как созвучна борьбе, имевшей место против режима в Чехии во времена Советского Союза. Этот дух бунтарства знаком чехам. Вместе с тем образ тоталитарной страны и знакомые сюжеты бунта очень успешно используются многими политиками за рубежом для того, что отвлечь от проблем в собственной стране.

Но на практике приходится признать, что самыми интересными оказываются различные персональные проекты из России, демонстрирующие частный взгляд на ситуацию через призму своего творчества. И когда публика за рубежом сталкивается с такого рода взвешенными проектами, то, конечно, это вызывает большой интерес, так как ломает стереотипы и зачастую дает ответы на многие вопросы.

​ДИ №6/2013

12 декабря 2013
Поделиться: