×
Ижевск: Тренд провинциальности
Антон Николаев

В январе на Винзаводе «Культурный альянс» представлял современное искусство Удмуртии

«Культурный альянс» возник в 2010 году как объединение культурных инициатив Пермского края и Санкт-Петербурга, через два года в нем приняли участие уже 22 территории Российской Федерации. В рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» 2012 года состоялись выставки-ревизии региональных арт-сцен и презентация книги «Поэтический путеводитель по городам альянса» под редакцией Вячеслава Курицына и Андрея Родионова. Теперь своеобразные смотры художественных сцен городов альянса будут проводиться в Москве. Ижевск стал вторым после Алма-Аты городом, где прошел мониторинг. Следующая выставка будет посвящена Перми и Сибири, на очереди Уфа и Тверь.

«Культурный альянс» — естественное продолжение инициатив Гельмана двенадцатилетней давности, когда за предвыборные деньги был запущен проект «Культурные герои 21 века: в поисках Золушки», который познакомил Москву с рядом интересных провинциальных художников: «Синие носы», «Старуха Изергиль» (АХС и Мать сыра земля), группа «Археоптерикс», супруги Аксеновы и др. «Культурный Альянс», должен, с одной стороны, инвентаризировать «всходы» проекта десятилетней давности, а с другой — предложить модель, в которой между провинциальными сообществами возникали бы горизонтальные связи и таким образом формировалась провинциальная культура, не зависящая от метрополии. С учетом избыточной централизации России эта задача более чем актуальна. Ижевский художественный кластер — уникальное для российской художественной жизни явление, поскольку, с одной стороны, он вполне в чучхейском духе опирается на собственные силы, а с другой — достаточно прогрессивен. То, что в городе существует родник, официально названный именем Д.А. Пригова, уже дорогого стоит. И это при том, что ижевское искусство не избаловано ни грантами, ни продажами. Лицо арт-Ижевска формируют два персонажа: коллективный — объединение «Творческая дача» (Максим Веревкин, Анфим Ханыков), и 47-летний художник Энвиль Касимов. «Творческая дача» — ижевский андеграунд, Энвиль — местный истеблишмент. Проводящиеся ежегодно «Арт-форум» и «Арт-ассамблея», вокруг которых закручивается культурная жизнь региона, — его затеи. Как и все современные художники, Энвиль не без чудинки. В свободное от основной работы время депутат удмуртского парламента ходит по помойкам и ищет выкинутые детские игрушки, которые рисует на больших холстах нитрокрасками и автомобильным лаком. Для московской выставки Касимов приготовил новую серию — коллажи из рыбьей кожи.

В начале 1990-х Энвиль входил в группу «Танатос», идеологом которой был Сергей Кусков. Несколько акций с участием Энвиля Касимова и другого ижевца Сергея Орлова входят в иллюстрированную монографическую сводку по акцио-низму Ковалева. Сергей Орлов и Энвиль Касимов вместе учились в Суриковском институте на курсе Таира Салахова. Сейчас Орлов — преподаватель Удмуртского государственного университета, руководит кафедрой живописи, где была воспитана целая генерация художников, большая часть которых объединилась в группу «Археоптерикс» (М. Веревкин, А. Ханыков, Р. Постников, А. Арсинкей, А. Шкляев и др.)

Сергей Орлов на выставку в Москву представил неожиданные работы, в них он отошел от этнофутуризма ради постживописного абстракционизма. В геометрически правильных, но живо написанных с использованием малярного скотча работах прочитывается влияние коллажей Матисса и экспериментов Кеннета Нолана и даже цветовых разметок Герхарда Рихтера. На вернисаже наибольшим вниманием пользовался перформанс арт-группы «Творческая дача» (экс-«Археоптерикс») «Даешь кухонное рабство!». Художники приковали к плите участника группы Ивана Самоделко, который с гастарбайтерской удрученностью готовил удмуртские национальные блюда, отвлекаясь лишь на то, чтобы предложить гостям отведать свою стряпню. По словам идеолога «Творческой дачи» Максима Веревкина, художники таким образом демонстрируют свою приверженность феминистским идеям. «Даешь кухонное рабство» можно рассматривать как продолжение перформанса 2008 года, показанного на молодежной дискотеке, тогда к плите была прикована женщина.

Также на выставке представлялась видеодокументация перформанса Максима Веревкина, когда он убегал от преследующей его машины по сугробам босиком с горящим валенком на голове. Перформанс сопровождала презентация ижевского альманаха «Soda». В альманахе подробный фотоотчет о выставке уличного искусства, когда ижевские художники (Э. Касимов, П. Аксенов, С. Орлов, Т. Фасхутдинова, А. Гермесов и др.) вместе со стрит-артистами из Москвы и Курска участвовали в оформлении подросткового клуба в районе Старки на окраине Ижевска. Стены заведения были покрыты изображениями насекомых (жуков, бабочек, комаров) разной степени реалистичности, предполагалось, что это послужит развитию у детей интереса к природе в целом и к энтомологии в частности. Видеоработа бурановской художницы Зои Лебедевой «Видеоперепись села Буранова» посвящена родному селу, в котором всего лишь несколько сотен жителей и среди них знаменитые «Бурановские бабушки». В «Видеопереписи» Лебедевой можно увидеть параллель чеховскому сахалинскому повествованию. Только переписывая бурановских жителей, она вместо блокнота и пера использует видеокамеру. В экспозиции «Видеоперепись» как бы противопоставлена микроинсталляции арт-группы «Город Устинов», которая создает историческую версию удмуртского мифа из артефактов, оставшихся от города Устинов, как именовался Ижевск с 1984 по 1987 год. Лебедевой удалось создать весьма емкую метафору постколониальной реальности национальных окраин России. Хрупкая оптика видео улавливает голос удмуртской деревеньки, про которую вряд ли бы кто и вспомнил, если бы не победа бабушек на Евровидении. Эта работа могла бы послужить иллюстрацией к деколонизационным теориям латиноамериканских философов, борцов с культурным диктатом европейской цивилизации. Зоя Лебедева удачно дополнила сюжет видеопереписи серией декоративных панно из полевых трав. Травы благоухают, и инсталляционное пространство приобретает еще одно качество — запах. На выставке по соседству с работой Лебедевой экспонировались деревянные скульптуры Анфима Ханыкова, самая запоминающаяся из них — голова Иоанна Крестителя на пне. Анфим Ханыков также известен шестируким распятием в пластических традициях русской северной деревянной скульптуры XVII—XVIII веков. Участник трехпрудной коммуны Павел Аксенов в последние годы живет в Ижевске, его работы на выставке ностальгически отматывают время на двадцать лет назад. Аксенов продолжил свою известную серию начала 1990-х, когда бытовые предметы наполовину замуровывались в небольшие бетонные параллелепипеды.

На любой выставке, представляющей регион, есть интрига: кого не взяли. Из заметных на ижевской сцене творцов-художников это Максим Сурнин, на заводе, где он работает, он изготавливает фантастических огромных железных монстров. Он мало востребован в родном городе, при том, что его работы «Скелет динозавра» и «Робот-полицейский» можно увидеть в зоопарке и на набережной в Перми. Несколько статуй были куплены и увезены в Германию. Другой заметный ижевский художник — Татьяна Фасхутдинова, создавшая проникновенный графический репортаж об инвалидах-колясочниках. Важно, что выставка ижевских художников не грешила этнографизмом, но тем не менее большинство работ демонстрировало интерес художников к местным природным реалиями (травы, земля, рыба, пни, жители и т.п.), в своем роде это исследование археологического пракультурного слоя. Сами художники называют это этноконцептуализмом. Возможно, именно такой подход, не чурающийся социального, и станет провинциальным трендом, который будет артикулирован серией выставок «Культурного альянса».

Фото ДИ /Ирина Сосновская

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: