×
«Дом-текст». Ретроспектива акций
Наталья Тараканова

Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом), в точке этого контакта вспыхивает свет, освещающий значительное пространство того и другого, стимулирующий их, а не «оппозицию». За подобным контактом — контакт личностей, а не вещей. В диалоге, в отличие от сплошного текста, открываются глубинные смыслы, об этом говорил М.М. Бахтин («К методологии гуманитарных наук»). И этим руководствовались сотрудники музея, задумывая проект «Дом-текст»

Художники Саратова — Павлу Кузнецову. 17 ноября 2012 года

Дом-текст — серия художественных акций, направленных на привлечение внимания к затянувшейся проблеме создания художественной галереи имени Павла Кузнецова при Доме Павла Кузнецова (филиал саратовского Радищевского музея). Первая состоялась в 2002 году, последняя — в ноябре 2012-го, в день рождения Павла Кузнецова. 2002 год. В экспозиции Дома Павла Кузнецова семь сундуков с настоящими музейными сокровищами — подлинными предметами, сопровождавшими мастера в жизни и творчестве. А в прилегающем к музею доме на Валовой в окнах семь баннеров с изображением произведений Павла Кузнецова. Известно, что Радищевский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией произведений художника — более 400 живописных полотен — и остро нуждается в расширении экспозиции. Убеждая городские власти расселить этот аварийный жилой дом и передать музею, музейщики и художники провели серию акций, первая в проекте — «Дом-текст». Затем 12 октября 2003 года состоялось следующее событие — «Дома. Духи. Люди». Стены дома были оклеены художественными текстами, монотипиями художника Александра Гнутова, повествующими об обитателях разрушенных и заброшенных зданий. Выставка получила широкий резонанс в городе и запомнилась людям, пришедшим в музей в этот октябрьский день под проливным дождем.

Тогда мы поняли, что дом нужно отстаивать для музейных нужд. Следующая акция проекта — «Здания эпохи стального неба». Игорь Корчагин, художник-график, человек с военным опытом, создал брутальную экспозицию. Он забил окна второго этажа своими картинами из серии «Сяньбанавтика» с сюжетами про племена воинственных кочевников, проживавших на территории Внутренней Монголии. Это производило впечатление сильное, мрачное и даже устрашающее — «Мы не шутим, мы сражаемся...» Второй участник акции — художник Роман Кирин нарисовал зебру на проезжей части пересечения улиц Октябрьской и Валовой как знак скорейшего и безопасного перехода в здание будущей картинной галереи.

Через несколько дней музей провел детский «Дом-текст»: дети сотрудников и друзей музея оклеивали стены собственными рисунками и пожеланиями. Следующей акцией длящегося проекта стала выставка «Ч/Б» нижегородского художника, графика и дизайнера Евгения Стрелкова. Его усилиями на здании музея появились черно-белые репродукции страниц авторских книг художников. Музейную идею городского контекста продолжило мероприятие «Территория 100» в рамках проекта «Музейная долина». Оно было посвящено юбилею друга музея — журналу «Территория». Редакция во главе с главным редактором оклеила дом страницами журнала с репортажами, касающимися истории и событий Дома Павла Кузнецова. Идея контекста пронизывала практически все крупные акции музея. Так, в 2006 году музей во второй раз участвовал в международном событии «Ночь музеев». Дом и на этот раз удалось задействовать в празднике. С помощью многочисленных гостей его украсили афишами кузнецовских мероприятий. Автор афиш — дизайнер Радищевского музея Николай Батаев. На юбилее альманаха «Контрапункт» музей также откликнулся еще одной акцией с участием дома. В Музее Павла Кузнецова регулярно проходят литературно-поэтические вечера, участниками которых являются также авторы и читатели «Контрапункта». По случаю юбилея они посетили наш дом и оставили на его стенах стихи, рисунки и пожелания.

В 2007 году Дом Павла Кузнецова отмечал «совершеннолетие». И это также стало поводом для адаптации дома на Валовой к музейному пространству. Гости оклеивали здание афишами, художники — собственными работами. В честь дня рождения вокруг двух домов на Октябрьской и Валовой устроили хоровод, пластически объединивший оба здания. Включились в идею музея и журналисты, они брали интервью у жителей разрушенного дома и снимали аварийное состояние их квартир. Сотрудники музея использовали каждый повод, чтобы инкорпорировать дом в музейное пространство. Так, Л. Улицкая во время своего визита в Саратов посетила Музей Павла Кузнецова и после экскурсии оставила на стене дома на Валовой запись — «Павел Кузнецов — великий! Где его работы?». Граффити на доме создавали и художники. Так, проект сектора новейших течений Радищевского музея (куратор Мария Федулова) «Артмосфера» предоставил стены дома молодым художникам для создания граффити на тему «Изучение розы». Тема отсылала к знаменитой выставке 1907 года «Голубая роза», где Павел Кузнецов и еще 15 выдающихся художников представляли свои работы. Молодые художники с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Они работали под проливным дождем, по колено в воде, которая во время осенних затяжных дождей потоками стекается в Глебучев овраг, на краю которого стоит дом. Многочисленные акции, посвященные дому, не получали отклика у городских властей. Это и стало поводом и темой следующего мероприятия музея. 26 июня 2008 года мы надели черные одежды и черные повязки на глаза. Нас не видят, нас не слышат, нам не хотят помочь. Акция «Смотри» была одной из самых впечатляющих, несколько минут участники с черными повязками стояли неподвижно и произносили одно слово: смотри. Пресса откликнулась, но не городские власти. Темой следующей акции, устроенной на крыше дома, стал один из ключевых образов Павла Кузнецова периода символизма — фонтан, символ вечного возрождения. Двухэтажное, растянутое и немного изогнутое здание дома напоминает выброшенного на берег кита. Так и назвали акцию — «Дом-кит». Многие акции, посвященные дому, были незапланированные, спонтанные (обряд «очищения» дома пророчицей Агафьей, запуск ракетодракона), анонимные, групповые и одиночные…

К очередному дню рождения Павла Варфоломеевича Кузнецова художник Рашид Салямов совместно с сотрудницей Радищевского музея Натальей Куриловой написал на здании — «Картинная галерея», а художники, друзья и гости музея оклеили здание на Валовой афишами и фотографиями многочисленных акций, а также сделали групповое фото «Художники Саратова — Павлу Кузнецову» на фоне будущей картинной галереи. В проекте «Виртуальная картинная галерея» на протяжении всего года каждый вечер на стену здания по Валовой проецировалась одна работа Павла Кузнецова из фондов Радищевского музея. Их количество примерно совпадает с количеством дней в году...

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: