×
К вопросу о «Страшном суде»
Виктория Хан-Магомедова

Около 1500 года у европейцев появился беспрецедентный интерес к образам Апокалипсиса. Это период острых трансформаций в обществе, культуре, роста протестов, противоречий, которые принесла Реформация. Вышло много переводов Библии, различной религиозной литературы, проповедей, все виды искусства также напоминали о катаклизмах, которые согласно верованиям христиан сопровождали Страшный суд в конце времен. Интерес к Апокалипсису у людей в ту эпоху возник не столько из страха перед скорым концом света, сколько из желания узнать истинный путь к спасению и свои шансы на него. 

Архангел Михаил, заточающий дракона. 1700. Офорт, резец. Иллюстрация из Библии Мортье

Познакомиться с различными интерпретациями темы Апокалипсиса на старинных гравюрах можно на выставке «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV − XVII веков» из частных собраний в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Представлено 70 гравюр на тему Откровения св. Иоанна, работы Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Питера ван дер Борхта, Иоганна Тейфеля, Михаэля Вольгемута…

Главным трудом Альбрехта Дюрера считается серия гравюр на тему Апокалипсиса (1498). Его волновали идея гибели мира, страшные пророчества, которые обсуждались в его время. Серия из 15 гравюр на дереве большого формата оказалась дерзкой по мысли и новаторской по художественному языку. Здесь изощренно переплетаются средневековые воззрения со страхами, порожденными бурными общественными событиями эпохи. Традиции Средневековья ощущаются в аллегоризме, символизме образов, мистической фантастике. Современность угадывается в общем чувстве напряженности и борьбы, столкновении духовных и материальных сил. Своей выразительностью завораживает прославленный лист с изображением четырех всадников Апокалипсиса с мечом, луком, весами и вилами. Под копытами коней убегающие от всадников крестьянин, горожанин и император. В представлении художника всадники символизируют страшные силы — войну, болезни, Божественное правосудие и смерть, которые обрушатся и на простых людей, и на властителей. Дюрер опубликовал два варианта книги на тему «Откровение Св. Иоанна»: латинское, предназначенное для церквей и школ Европы, и более популярное издание для немецкоговорящего читателя. Латинское название звучит как «Апокалипсис в образах». Название немецкого варианта «Тайны Св. Иоанна» более загадочно. Какие секреты сокрыты в немецком издании? Очевидно, они заключены в самих изображениях. Возможно, Дюрер не хотел, чтобы церковные иерархи обнаружили двусмысленность этих образов, поэтому и придумал название для немецкого варианта, не противоречащее латинскому. Но художнику хотелось, чтобы обычный зритель, а не только эрудированный интеллектуал мог раскрыть секреты этих образов и интерпретировать новые сюжеты.

Во втором варианте Апокалипсиса Дюрера много странностей и загадок. Неясно, почему художнику понадобилось два года на создание 15 гравюр. Один из новых образов, который Дюрер включил в Апокалипсис, материализовался в сюжете о мученичестве св. Иоанна. Этот персонаж не входит в официальную библейскую историю Откровения. Также странно, как Дюрер интерпретировал этот сюжет. Он изобразил восточный базар, контроль за происходящим здесь осуществляет крупная фигура в восточном костюме, по сюжету он следит за обнаженным мужчиной. Кем является этот персонаж? Не менее загадочны многочисленные зрители, которые рассматривают сцены мученичества.

В гравюрах Дюрера удивляют одеяния библейских персонажей и другие элементы реальности ХV века. Листы с причудливыми орнаментами линий пронизаны горячим темпераментом, они притягивают захватывающей образностью и фантазийностью («Битва архангела Михаила и дракона»).

Экспозиция в Музее архитектуры хорошо инсталлирована. Первый раздел посвящен св. Иоанну, автору Откровения, а также Дюреру и его учителю Михаэлю Вольгемуту. Любопытно находить сходства и различия знаков, символы в изображениях св. Иоанна на листах у Дюрера, Луки Лейденского, Жака Калло и в иллюстрациях Библии Пискатора.

Второй раздел — гравюры Дюрера к Апокалипсису, которые сопоставлены с гравюрами его современников и исследователей на ту же тему. Сравнение убеждает в новаторской трактовке Дюрером сюжета, в более свободном применении сюжетной линии и использовании усложненной символики. Странно, а может быть, вполне закономерно, что на выставке листы на тему Апокалипсиса многих авторов и анонимов не выглядят устрашающими.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: