×
Разговор руками
Ирина Чмырева

Выставка фотографии из коллекции Генри Буля, подготовленная н, ранее была показана в Музее С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (США); Бильбао (Испания); музее Фолькванг (Эссен, Германия); в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Международное турне выставки завершилось показом в Московском музее современного искусства (22 декабря 2006 года – 4 марта 2007 года).

Коллекцию фотографии, посвященную человеческим рукам, Генри Буль начал собирать в 1991 году. Сейчас в ее состав входит более тысячи произведений. Среди имен фотографов и художников, чьи произведения хранятся в коллекции Буля, Генри Фокс Тальбот и Оскар Густав Рейландер, Ман Рей и Александр Родченко, Франтишек Дртикол, Эдвард Стайхен, Энди Уорхол, Брассаи, Дуано, Бальдассари, Сэм Тейлор-Вуд, Рейнеке Дюйкстра, Синди Шерман, Гилберт и Джордж, Ширин Нешат и многие другие, чье творчество получило международное признание.

В 2004 году на средства Буля было проведено масштабное исследование коллекции с точки зрения истории фотографии, искусствознания, культурологии, истории. По итогам исследований была создана книга «Speaking with Hands. Разговор руками» и одноименная выставка (составитель книги, автор текстов и организатор выставки Дженнифер Блессинг); в экспозицию вошли более 200 всемирно известных произведений из собрания Генри Буля.

История «про руки» американского коллекционера Генри Буля — еще одно подтверждение возможности гармоничного сосуществования произведений разных эпох в одном пространстве, их усиление друг другом. Произведения как бы «отражаются друг в друге», раскрывая свои глубинные смыслы.

Дженнифер Блессинг предложила несколько направлений для интерпретации темы рук в фотографии. Среди них руки как общение, как выражение единения; руки как инструмент человека, которые многое умеют; рука как знак движения и движение рук; поэтическое и метафорическое, сокрытое в образе рук; руки и театр; язык рук, знаки, создаваемые руками; образ руки в фотожурналистике и документальной фотографии, в фотографии человека; изображение рук в истории; руки как объект и субъект изображения в модернизме ХХ века: экспериментальная фотография, фотоколлажи, фотограммы; знак и образ руки в фотографии сюрреализма, как французского, так и американского. Наконец, рука в фотографии как медиа современного искусства: концептуальное искусство и перформанс 1970-х и руки как объект документации; автопортрет — верификация художника как целого через изображение его руки; тело, рука как объект сюрреалистических позднейших интерпретаций и контекстуальных игр; рука как объект семиотики; рука как физический объект; «ложные», постановочные и непостановочные, документальные фотографии в пространстве современного искусства; рука и письмо.

Экспозиция дает представление о различных родах фотографии, способах ее интерпретации: фотография как техника, как документальное свидетельство, как медиа самостоятельное и в контексте современного искусства.

ДИ № 2–2007

18 декабря 2014
Поделиться: