×
Путем шрифта
Ирина Сосновская

Во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева прошла выставка «Зеркало шрифта» Тагира Сафаева и учеников. Это творческий отчет мастерской Высшей академической школы графического дизайна, руководимой Тагиром Сафаевым.

Директор ВАШГД Сергей Серов часто говорит, что в графический дизайн много входов. Тагир Сафаев своих учеников вводит в профессию через шрифт. Путь не самый легкий, но обеспечивающий прочный фундамент для творческого развития. К выставке издан буклет-трансформер, разворачивающийся в афишу. По сути, это путеводитель по выставке и учебному процессу, в нем ключевые задания учебного курса, плакаты творческой мастерской Тагира Сафаева, представленные в экспозиции, расписание лекций и мастер-классов, которые проведут Тагир Сафаев и его коллеги: Евгений Корнеев, Борис Трофимов, Юрий Гулитов, Владимир Ефимов и др. А также актуальные цитаты из Лотмана, Лифшица, Эйнштейна и пр. и, конечно, кредо самого учителя: «Типографическое произведение не существует без шрифта, но оно существует вне шрифта». Студенты так коментируют свою учебу в мастерской и экспозицию.

Мария Егорова. С Тагиром необходимо взвешивать каждый шаг: попытку показать что-то он воспринимает как заявление, сформулированную позицию. По работам студента Тагир может рассказать о нем все. Все попытки защититься, прикрыться, отвернуться тщетны. Он все равно тебя раскроет. Притворяться бессмысленно. Но нужно приложить усилие, чтобы понять его позицию, принять ее, не потеряв себя. Это не просто. Единицы смогли пропустить уроки учителя через себя. На занятиях он отдается весь, и чтобы отдать ему столько же, нужно «пахать» 24 часа в сутки. Учиться у такого мастера — подарок судьбы длиною в жизнь.

Николай Клопот. Мне достаточно трудно оценивать выставку, потому что наши силы и время, вложенные в ее подготовку, не позволяют посмотреть на нее со стороны. Но пространство «Руины», которое, как сначала мы думали, будет нашим врагом, стало если не другом, то хорошим знакомым. Наши работы на ровных белых стенах какого-нибудь выставочного зала могли бы потеряться, а фактура кирпичной кладки оказалась еще одним слоем восприятия работ. Глядя на экспозицию глазами организатора и монтажника, видишь, что самый страшный — первый — шаг сделан, можно не бояться придумывать в материале что-то еще более сложное.

Ксения Ткач . Выставке очень рада, горжусь Тагиром и нашей мастерской. Когда человек, который служит примером, добивается успеха, начинаешь больше верить и в свои силы. Необычно было видеть в первый раз свою работу, напечатанную в таком большом формате! Я даже смутилась — хотелось снять ее и еще что-то доделать. Когда начинала делать инфо-графику, не думала о конкретном формате, не ощущала его, что, наверное, отразилось на работе. Именно это и хочется исправить. Мне много дали мастер-классы! «В тему» была лекция Иннокентия Келейникова про сочетание изображения и шрифта в книге, потому что последнее время серьезно думаю заняться иллюстрацией. Нас выставка и подготовка к ней воодушевила и сплотила, а меня сподвигла на новые идеи и доставила удовольствие.

Александр Шпринц . Эта выставка показала и то, что мы сделали, и то, что могли бы сделать, если было бы больше опыта. Получилась выставка плакатов, спроектированых в течение трех учебных курсов. А может быть, нужно было специально для выставки и такого помещения всем вместе сделать большой типографический коллайдер.

Анна Скржинская. С Тагиром нельзя схалтурить, повторить уже отработанный прием, который понравился ему. Тагир видит тебя насквозь и помогает раскрыться, но не даст спуску, если проявишь слабину. Думаешь перехитрить его, а, выходит, перехитрил себя. С Тагиром начинаешь видеть вещи такими, какие они есть. Думаю, это удалось показать на выставке.

Мария Бронштейн. Я училась в двух институтах. У меня были преподаватели замечательные и талантливые. Но учитель — только сейчас. Ведь сколько всего должно было совпасть, чтобы появились такой учитель и его мастерская! И выставка «Зеркало шрифта», конечно, бенефис Тагира как профессионала и как педагога. Потому что он учит нас тому, что за пределами дизайна, за пределами ремесла конкретной профессии. Мне кажется, что если бы к нему на курс ходили врачи, или лингвисты (им, кстати, это необходимо), или физики и химики, это бы повысило их профессионализм. Мы все через какое-то время разбежимся по разным работам, но общность мастерской, надеюсь, останется. И совместные проекты и выставки. Так что эта выставка – только двоеточие, после которого обязательно следует уточнение.

Высшая академическая школа графического дизайна — образовательный проект, осуществляемый на базе отделения «Дизайн» Московского художественного училища прикладного искусства. Студенты ВАШГД участвуют в международных акциях и востребованы как профессионалы. Акция «Ночь музеев» предоставила возможность увидеть лучшие плакаты студентов ВАШГД в ММСИ на Петровке.

Материал подготовила Ирина Сосновская

ДИ №4/2011

24 августа 2011
Поделиться: