×
Век нынешний и век минувший
Марина Николаева

Прошло уже немало лет с тех пор, как на основе Константиновского дворцово-паркового ансамбля был создан Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Управления делами Президента РФ. Стрельнинская резиденция стала единственным представителем от Российской Федерации в Европейской ассоциации конференц-центров, созданных на основе архитектурных памятников (НССЕ — Historic Conference Centres of Europe) наряду с Вестминстер-холлом, Хэмптон-кортом, Гейдельберг-центром. Здесь проходят встречи глав государств и правительств, конференции, торжественные церемонии, форумы международных организаций, принимаются геополитические решения. А ведь в 1990-е годы Россия чуть не потеряла этот исторический объект навсегда: фотографии того времени наглядно демонстрируют разруху, которую можно сравнить разве что с военной. Когда по указу президента в Стрельне был создан Дворец конгрессов, фактически это означало возвращение дворцово-парковому ансамблю уровня государственной резиденции, задуманной Петром I.

Стрельнинская резиденция

Еще в начале XVIII века здесь разбили один из первых регулярных парков России, заложили большой каменный дворец… Деятельный царь мечтал о «русской Версалии» — парадной резиденции для приема иностранных гостей и устройства пышных празднеств с садом «лучше, чем у короля французского». Петр Алексеевич придирчиво рассматривал проекты Растрелли-старшего, Леблона, Микетти, Чиприани, сам разрабатывал планы… Однако природных условий для устройства «царства фонтанов» — главной затеи Петра — не хватило, и всю свою энергию царь перенес в Петергоф. Для Стрельны наступила эпоха забвения. Затем императрица Елизавета Петровна пригласила сюда знаменитого архитектора Растрелли-младшего вдохнуть жизнь в грандиозный проект, у истоков которого стоял и его отец. Правда, в полной мере «возобновить зачатое при жизни родителя… в Стрелиной мызе» не удалось: помешала Семилетняя война. В память о создателе Зимнего дворца до нашего времени здесь остались пилоны — парадные въездные ворота. Настоящую жизнь в стрельнинскую резиденцию вдохнул цесаревич Константин Павлович, пригласивший для ее обустройства не только талантливых архитекторов своего времени — Воронихина и Руску, но и лучших инженеров и садовых мастеров. Новые преобразования ждали Стрельну при Николае I, когда здесь поселились его сын, великий князь Константин Николаевич с супругой, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской. С тех пор дворец стали именовать Константиновским, а великокняжеское имение обрело славу «восхитительного загородного местопребывания»1. Просвещенные владельцы стрельнинского ансамбля были военными и государственными деятелями, покровителями научных, литературных и музыкальных обществ. Великий князь Константин Николаевич — генерал-адмирал русского флота и глава Государственного совета, его старший сын Константин Константинович — поэт К.Р. и «отец всех кадет», создатель Пушкинского Дома, президент Академии наук, великая княжна Ольга Константиновна — королева Греции, чьи правнуки сегодня царствуют в Испании и Великобритании… Последний владелец Константиновского дворцово-паркового ансамбля, великий князь Дмитрий Константинович, был расстрелян в 1919 году. Национализированный дворец разграбили, несмотря на выданный Наркомпросом охранный документ, объявивший его памятником архитектуры, не подлежавшим «никаким занятиям и реквизициям»2. В дворцово-парковом ансамбле разместили школу-колонию. После Великой Отечественной войны полуразрушенный дворец был передан в ведение Главсевморпути — здесь находилось Ленинградское арктическое училище. В 1990- е годы его расформировали, и для дворца наступили годы хаоса и разрухи.

Только в 2001 году Указом Президента было решено восстановить уникальный памятник в новом статусе Государственного комплекса «Дворец конгрессов». В Европе есть опыт реконструкции исторических объектов под современные нужды, но это, как правило, отдельные здания. В Стрельне не только реставрировали дворцово-парковый ансамбль с восстановлением архитектурных решений самого дворца, других исторических построек, парков с прудами, мостами и каналами, но и реконструировали территорию. В Государственный комплекс «Дворец конгрессов» входят вполне современные здания и сооружения: Павильон переговоров, ставший воплощением идей еще Петровского времени, Консульская деревня — коттеджный городок из 20 мини-дворцов, каждый из которых носит имя одного из городов России. На базе построек советского периода появились пятизвездный отель «Балтийская звезда» и пресс-центр. Дворец конгрессов располагает даже собственным причалом и вертолетной площадкой. Работы по созданию комплекса выполнены в невероятно сжатые сроки — всего за 18 месяцев, и реконструкция проводилась на деньги спонсоров — крупнейших российских компаний. Государство тогда впервые предложило бизнесу разделить ответственность за судьбу архитектурного памятника.

Примечательно, что открытие комплекса для посетителей произошло через два дня после завершения работы саммита «Россия — Евросоюз». Тогда экскурсионная программа включала в основном показ парадных залов и музейной экспозиции, посвященной владельцам Константиновского дворца. Но интерес к Дворцу конгрессов оказался настолько велик, что в следующем году было получено разрешение демонстрировать представительские апартаменты, предназначенные для проведения мероприятий государственного уровня, а также гостиные для встреч в неформальной обстановке. В дальнейшем экскурсионные маршруты стали включать посещение исторических парков, коттеджей Консульской деревни. Сегодня экскурсионные автобусы Дворца конгрессов отходят прямо из центра города — от Аничкова моста. С 2008 года у Константиновского дворца появилась полноценная художественная коллекция3, основу которой составляет некогда крупнейшее на Западе собрание русского искусства Ростроповича— Вишневской. Брюллов и Венецианов, Репин и Серов, Рерих и Григорьев — вот далеко не полный перечень имен мастеров, чьи произведения вернулись в Россию. Дворц конгрессов также организует научно-практических конференций, публикация материалов исследований исторического, искусствоведческого, естественнонаучного и популярного характера. Здесь проводятся временные выставки деятелей искусств из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Художники и скульпторы, писатели и поэты имеют возможность представить свои работы на суд публики в залах дворца и в Центре современного искусства.

Качество пластики – средовой эффект

В мае — июне 2011 года в залах Константиновскго дворца прошла выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели. В ее название «Формы искусства — цвет, свет, объем» были вынесены главные для творчества художника понятия.

В Константиновском дворце экспонируется около 100 произведений Зураба Церетели — мастера, чье имя не нуждается ни в особом представлении, ни в титулах, ибо знакомо каждому жителю России. Однако широкая публика все же воспринимает художника прежде всего как скульптора-монументалиста. А между тем президент Российской академии художеств, народный художник СССР и России, Зураб Константинович Церетели обладает уникальным талантом универсальности воплощения художественных идей. Автор масштабных проектов, осуществленных в разных городах мира, Церетели может говорить и камерным языком, столь любимым творческой интеллигенцией.

Например, в Константиновском дворце представлены эмальерные работы мастера. Хотя Церетели работает в технике эмали с 1970- х годов и является пионером в деле использования этого хрупкого материала в монументальных формах, его эмальерные работы далеко не так известны, как скульптуры. Во время экскурсии по выставке знакомство с произведениями начинается с икон, выполненных в технике перегородчатой эмали. По словам самого художника, его эстетическое сознание никогда не отделялось от религиозного. Композиции в большинстве своем воскрешают иконографические типы русских икон. В ряде работ Церетели, сохраняя классические основы иконописи, с ее символикой цвета, персонажностью, условностью места действия, вводит ноты грузинского примитивного искусства. Это результат многолетней работы, долгих технологических поисков с опорой на творческое осмысление древних традиций грузинской и русской эмальерных школ, восходящих к византийскому искусству. Единство корней, единство судеб — то, о чем стоит задуматься.

Настоящим открытием для зрителей стали эмальерные пейзажи, натюрморты и портреты. Лучшим эпиграфом к рассказу о них могут служить слова мастера: «Для меня цвет — это природа». Яркость, сочность цветового рисунка превращает эмали Церетели в своеобразный «эликсир жизни». Жителям хмурого Петербурга часто не хватает умения радоваться, и выставка стала отличным способом приобщиться к мажорному восприятию мира, столь свойственному художнику.

Миниатюрные модели известных скульптур позволяют ознакомиться и с монументальным творчеством мастера. Памятник 300-летию русского флота, более известный как «московский памятник Петру I», всегда вызывал жаркие споры. Кто знает, может быть, царственному моряку уготовано место на просторах Балтики? Эту модель петербуржцы осматривают с особым вниманием. В бронзе застыли исторические и сказочные персонажи, фантазийные и аллегорические фигуры. Но все же больше пленяют сердце зрителя скульптуры из серии «Горожане». Это необъяснимое на первый взгляд очарование, рожденное теплыми воспоминаниями о Грузии и кавказском гостеприимстве. Колорит поддерживает и вид выставочного зала, в непосредственной близости с которым находятся дворцовые винные погреба. Сегодня в коллекции Константиновского дворца — около 15 тысяч бутылок элитных вин с разных концов света. Вот только грузинских среди них нет… Будем надеяться, что это только вопрос времени.

Выставка стала возможной благодаря циклу проектов Дворца конгрессов, объединенных названием «Россия в произведениях современных художников». Сегодня они реализуются на двух площадках — в залах Константиновского дворца и в залах пресс-центра, который получил новое наименование — Центр современного искусства. Инициатор проекта Т.А. Вайгачева, заместитель генерального директора Дворца конгрессов, говорит: «Современное искусство требует интеллектуального напряжения, новых навыков видения, распознавания условности языка и символики… Нередко работы художников становятся объектами споров между сторонниками и противниками современного искусства, но никто не остается равнодушным. Как раз в этом — заинтересовать, заставить задуматься, а может быть, и переосмыслить свои взгляды — создатели выставочных проектов и видят главную цель своей работы».

1Гейрот А. Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868. С. 130.

2Цит. по: Ардикуца В.Е. Стрельна. Л., 1967. С. 80.

3Также в коллекцию Константиновского дворца входят и другие предметы искусства, например, 4 полотна известных западноевропейских художников конца XVII – начала XVIII века Ф. Гварди и И. де Мушерона, переданные России по программе возвращения перемещенных ценностей.

ДИ №5/2011

25 октября 2011
Поделиться: