×
Мир принадлежит художникам
Виктория Хан-Магомедова

Миллиардер Франсуа Пино отметил пятилетие с момента открытия музея в палаццо Грасси в Венеции двумя выставками, приуроченными к 54-й Венецианской биеннале: «Мир принадлежит вам» в палаццо Грасси и «Похвала сомнению» в Таможне. Эти яркие художественные события означают также и новую фазу программирования выставочной деятельности на обеих площадках. В палаццо Грасси сделан акцент на природной основе жизни и искусства, объекты выставки представлены как естественное событие. Пространство Таможни предназначено для презентации коллекции Пино и ориентировано на выставки, работающие как постоянные экспозиции в крупных мировых музеях искусств.

Сегодня в мире искусства больше не существует единого художественного центра. Крупные арт-центры появились в США, Африке, на Дальнем и Ближнем Востоке, странах бывшего советского блока. Для мировой арт-сцены характерны плодовитость, многообразие, номадизм.

В известной мере цель выставки «Мир принадлежит вам» — показать эти тенденции, презентованные в произведениях художников разных поколений и происхождения, использующих различные средства и материалы, отношение авторов к истории, реальности, к осознанию своей идентичности. По идее куратора Каролины Буржуа, выставка не акцентирует национальность или место происхождения художника, скорее ориентируется на способ выстраивания отношений с Другим. Участники стремятся отразить головокружительный ритм изменений в современном мире, привлекая для этого разные сферы знания. Выставка дает зрителям новое понимание современного общества через осмысление представленных произведений 40 художников с 4 континентов (Китай, ЮАР, Франция, Италия, Япония, Иран, США, Россия…). Художники отзываются на происходящие в мире события, предлагают интерпретации, выссказывают оригинальные точки зрения и возможные решения напряженных ситуаций, конфликтов, а также надежду человека на лучшее будущее.

По замыслу организаторов и куратора выставка высвечивает важные проблемы современной истории: разрушение содержания привычных символов, сохранение идентичности и расплата изоляцией; рост насилия и духовность, соседствующие в глобализованном мире. В экспозиции работы каждого художника помещены в отдельное пространство, однако благодаря открытому плану выставки эти ячейки не отделены друг от друга, позволяя зрителям рассматривать произведения с разных точек зрения.

«Человек в угнетенном состоянии» Т. Хаусиго (этот художник был одним из открытий выставки) представляет собой фигуру человека, склонившегося над водой, которая начинает раскачиваться, когда кто-либо проходит мимо. Его можно воспринимать как символ веры в способность человека к состраданию. В палаццо Грасси гигантский ястреб из стекловолокна и перьев Сун Юана и Пень Ю («Ожидание») воспринимается как метафора угрозы, исходящей от пикирующих хищников. Страх перед терроризмом в современном обществе воплощает и «Будда, окруженный талибами» Юань Йон Пиня.

Выставку открывает полиптих «Более странный, чем рай» (в духе «китайского эстампа» Яня Жечаня) Жаня Хуаня: в черно-белой пуантилистской манере выполнены портреты Хо Ши Мина, Мао и других лидеров компартии Китая.

Директор палаццо Грасси и Таможни М. Бетено сказал, что «выставка — также и способ продемонстрировать разнообразие коллекции Пино, более богатой, чем ее обычно представляли». И это действительно так. Картины, скульптуры, видео, инсталляции... Мультидисциплинарная коллекция Пино охватывает все формы современного искусства.

Одна из запоминающихся инсталляций — словно порожденный Апокалипсисом «Лес» Л. Грео из 36 деревьев, кальцинированных с помощью резины, погруженных в полумрак, освещенных искусственной луной. Пейзаж в духе Тима Бертона, тревожный, будящий эмоции.

Выставка демонстрирует не только мрачное видение мира художниками, во многих вещах присутствует юмор. Итальянский видеоартист Ф. Веццоли предлагает два смешных фильма, проецируемых на антресоль.

Эффектная скульптура «Загрязнение» Жоаны Васконселос рассказывает о сложных связях, неизбежно возникающих между культурами в глобализованном мире. Можно не относить к материалам искусства вязанные крючком скатерти, розовые ленты, венецианские маски с перьями, майки, ткани, занавески из разных стран. Но трудно не восхищаться творчеством использующей их португальской художницы Васконселош, «тонкой штучки», как именуют этого очень популярного автора в стране. На выставке беспорядочная мешанина из всего перечисленного, из текстур, материалов, сшитых вместе, гигантское, в ярких цветах тканое творение с щупальцами напоминает о вышедших из-под контроля мутирующих животных. Это странное существо безжизненно расположилось на парадной лестнице, внедрилось между колоннами палаццо Грасси. В работе Васконселош мягкий и обволакивающий юмор сочетается с политическим осознанием проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

Поражают на выставке бесчисленные пересечения, дезинтеграция моделей и утопий, унаследованных от прошлого, как описаное Ф. Мосхири падение некоторых обществ. Об этом и картина А. Алаздани на тему средневековых пыток. А поэтические скульптуры Ф. Купата рассказывают о наивности, непосредственности человека.

Особенность экспозиции в том, что она включает больше работ африканских, китайских и ближневосточных художников, чем предыдущие выставки из коллекции Пино.

В экспозиции много вещей, требующих ремесленных навыков, скомбинированных из разных материалов, как, например, умирающий гигант Н. Хлобо (ЮАР) «Ingubo Yesizwe», что на его родном языке хьоса означает «шерстяное одеяло нации», сшитый из разных кожаных материалов, включая вещи, собранные на улицах Йоханнесбурга. Это творение напоминает о распространенной в народе хьоса практике использовать шкуры в качестве покрывал для погребения.

В другом зале можно увидеть два мерцающих ковра уроженца Ганы, живущего в Нигерии худож-ника Эля Анацуи. Один сделан из рециркулирующих пробок ликерных бутылок, соединенных вместе с помощью медной проволоки.

Выставка хорошо выстроена с учетом психологии зрителя: после произведений, оказывающих немедленное воздействие на посетителя, расположены работы, требующие глубокого погружения и серьезного размышления. Как в картинах американца Дж. Уотериджа. Достойный наследник традиций Э. Хоппера, он сотворяет бескомпромиссный портрет современной Америки.

Весьма достойное впечатление производят работы, ориентированные на советское прошлое, в которых подчеркивается комплекс индивидуальной вины: А. Гени, Ф. Перро, С. Братков, Б. Михайлов. И значительные произведения известных художников не теряются в пространстве палаццо Грасси, как и вездесущая «Собака из шаров» Дж. Кунса, инсталляция «Мы» — двойной автопортрет дурашливного комедианта М. Кателлана, острая смесь гротеска и грязного юмора, а также произведения Х. Мураками, А. Боэтти. Радостная надпись «Жизнь прекрасна» Мошири украшает одну из стен в залах палаццо Грасси. Однако приблизившись к ней, обнаруживаешь, что надпись сделана из воткнутых в стену 1242 ножей. Свидетельствует ли это о том, что в мире доминирует жестокость или красота? Решать зрителю.

Достоинство выставки в палаццо Грасси и в интернациональном мировосприятии художников, что важно сегодня, когда уменьшаются различия между работами художников с разных континентов, и в их произведениях изобретательно смешиваются разные традиции, средства, материалы, языки.

Две экспозиции «Мир принадлежит вам» в палаццо Грасси и «Похвала сомнению» в Таможне дополняют друг друга. На обеих демонстрируются произведения художников со всего мира. Многие никогда ранее не показывались на выставках из коллекции Пино. Если ключевые слова первой – космополитизм и открытость, то вторая исследует интроспекцию и сферу интимной деятельности человека, как в зрелищной инсталляции «Рокси» (1960) Э. Кинхольца, воспроизводящей публичный дом в Лас-Вегасе 1940-х, обозначенный несколькими скульптурами женщин со следами насилия.

В главном зале Таможни демонстрируются четыре монументальные скульптуры Д. Джадда. Выставка пропитана минималистскими идеями, что ощущается и в инсталляции из стеклянных блоков с вариациями синих теней «Хорошо и правдиво» американца Р. Хорна, (2009 —2010). Повсюду можно встретить произведения фаворитов Пино: С. Гупта, П. Маккарти и Кунса, в которых ощутимы нарочитая непочтительность, чрезмерность и окультуренный китч.

Особенность выставки «Похвала сомнению» (куратор также Буржуа) в том, что исторические произведения, созданные 60 — 70 лет назад, хорошо сочетаются с новыми работами, в которых подвергается сомнению наша уверенность в своей идентичности и пересматриваются отношения между частным пространством и пространством произведения искусства.

Среди 20 художников выставки «Похвала сомнению» почти половина никогда не участвовали в предыдущих выставках коллекции Пино. В экспозиции представлены также новые произведения Ж. Мерету и Т. Труве, специально созданные для этого пространства. Обе выставки работают до 2012 года.

1 О 52-й Венецианской биеннале ДИ писал в №5 за 2007 год (С. 88– 10). Материалы о 53-й биеннале в №4 (С. 58–71) и №5 (С. 46–65) за 2009 год.

2Диаграммы Венна (Venn diagrams) — общее название ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, широко используемых в различных областях науки и математики: теория множеств, теория вероятностей, эвентология, логика, статистика, компьютерные науки, «формальные нейронные сети» и др.; введены Джоном Венном, британским философом, математиком и логиком в 1881 году; показывают математические, теоретико-множественные или логические отношения между множествами или событиями.

ДИ №5/2011

26 октября 2011
Поделиться: