×
Неповторимые шестидесятые. Сила и хрупкость утопии
Виктория Хан-Магомедова

На выставке в рамках 4-й Московской биеннале из программы Года Италии — России «Современное итальянское искусство середины ХХ века» в Мультитмедиа Арт Музее демонстрировалось около 70 работ 15 итальянских художников, основателей новейшей традиции, создателей новых художественных концепций: Лучо Фонтаны, Пьеро Мандзони, Бруно Мунари, Энрико Кастеллани, Альберто Бьязи, Нанды Виго, Агостино Боналуми…в1960-е Италия была эпицентром экспериментов и поисков за пределами кодифицированного искусства. 

Итальянское искусство того десятилетия, независимо от того, концентрируется ли оно на концепции, процессе или поведении, позиционировало себя непременно за пределами понятия «поэтика», интерпретируемого как жесткая привязанность к одному материалу или законченному изображению. Итальянские «шестидесятники» часто переходили от интуитивной, эмоциональной интерпретации к методам, принятым в научной и философской сферах. Художники-авангардисты, отказываясь от традиционных средств и материалов, стремились очиститься от «романтического субъективизма», изучали закономерности в природе, механику движения, психобиологию восприятия света, цвета и пространства. В этот период в разных городах страны возникали творческие группы, цель которых — коллективные поиски в области промышленного дизайна, в кинетическом, «программированном» искусстве, энвайронменте, архитектуре. Среди них такие знаменитые, как «Группа Т» в Милане, «Группа N» в Падуе, движение спациолизма Лучо Фонтаны, трактующее живопись и скульптуру как искусства, связывающие воедино звук, цвет, пространство, движение и время.

Фонтана разработал идею спациолизма, отвергающую иллюзорность или виртуальность пространства традиционной станковой живописи. Он стремился найти новые способы свободного функционирования цвета и формы в реальном пространстве, чтобы сотворять искусство, способное преодолевать привычную красочную поверхность холста. С этой целью с 1960-х он создавал дырчатые холсты. Кульминацией поисков Фонтаны стали разрезанные картины. Считалось, что отверстия и разрезы разрушают двухмерность холста и позволяют открывающейся в зияниях пустоте проецироваться на его поверхность («Пространственный концепт»).

Скульптор и экспериментатор Мунари создавал абстрактные конструкции, мобили: новаторские и креативные проекты «скульптуры для путешествий», «бесполезные машины», «Стул для очень кратких визитов». Пикассо называл его новым Леонардо. Творческий диапазон этого творца был поразительный. Он с легкостью переходил от дизайна к архитектуре, от живописи к скульптуре, к оформлению и коммуникации. Он свободно оперировал многими языками, изучал их системы и функционирование и, по сути, оказался предшественником создателей теории праязыка и междисциплинарных подходов.

На выставке в Москве в одном из залов можно было подняться на «Чудо-подиум» и стать «живой скульптурой». Это творение бунтаря и экспериментатора Мандзони, который в 1961 году демонстрировал 90 банок «Экскрементов художника» (одна под номером 01 красуется на выставке) — саркастический отклик художника на коммерциализацию искусства. Мандзони экспериментировал с разными материалами: мелом, клеем, искусственным волокном, использованными вещами. Его первые «Линии» (1959) состоят из листов, скрученных и закрытых в цилиндрических капсулах, на которых указаны их длина и дата исполнения. Его «Ахромы» — не настоящие картины, а чистые белые холсты, погруженные в клей, а затем свернутые в трубку, чтобы образовался абстрактный рельеф. Вместе с Кастеллани он основал журнал и группу «Азимут», в которую входил также Боналуми. Члены группы занимались разработкой художественных манифестов, организацией выставок и пытались осмыслить новые методы и практики в искусстве.

Кастеллани более известен своими картинами-рельефами. Холст укладывался на гвозди, и на выпуклых поверхностях возникала игра светотени, что гарантировало постоянные изменения. Так без динамических усилий рождался кинетический эффект.

С 1959 года в Милане существовала «Группа Т», в которую входили Джованни Анчески, Давиде Бориани, Габриэле Девекки, Джанни Коломбо и Грация Вариско. Художники боролись с пассивностью публики и потому создавали работы только в присутствии зрителей или при их прямом участии. Эти предшественники кинети­стов уже в 1964 году сотворяли энвайронменты, которые порождали активное, подвижное временное пространство с трансформирующимися формами. Так художники заставляли зрителя пережить почти сенсорный опыт, превращая его в героя произведения. Иными словами, художники «Группы Т» трансформировали вектор творческих усилий, из сферы объекта он теперь направлен в сферу энвайронмента, помимо того, инте­рактивность произведений предполагала, что они переживаются зрителем как нечто происходящее в реальной жизни.

Желание преодолеть традиционную концепцию пространства, превратить зрителей в техников приводит Коломбо к экспериментированию с новыми перцептивными структурами посредством игры со светом. Так появляются произведения, сделанные с помощью плексигласа («Хромоструктуры»), проецирования света на вибрирующие зеркала («Сейсмоструктуры»), работы, начинавшие двигаться в результате вмешательства зрителя («Эластичное пространство»), изображения, созданные из ритмических вспышек. Коломбо всегда стремился нарушить перцептивную пассивность пространств, будь то галерея или музей, дом или дворец. В 1968­м за работу «Эластичное пространство» он получил «Золотого льва» на биеннале в Венеции.

Тему восприятия движения и взаимоотношения со зрителем исследует в своем творчестве также Девекки. Она пытается создать новые отношения между материалами и публикой, предметами и движущимся наблюдателем. Художница фокусируется на фактурных особенностях материала, чтобы стимулировать сенсорное восприятие зрителя. Такие работы, как «Белая аксонометрическая деформация», «Вертикальные вибрирующие поверхности», позволяют увидеть, как изобретательно Девекки играет с двойственностью, двусмысленностью, возникающей между реальной формой и отраженным образом. Здесь рождается диалог между артефактом и зрителем.

Скульптор Давиде Бориани известен своим интересом к кинетическому искусству, световым энвайронментам, его «исчезающие» предметы особенно привлекают зрителей. На выставке представлены кинетические объекты («Гиперкуб с 4 моторами») и весьма любопытная «Магнитная поверхность», в которой железные опилки приводятся в движение невидимыми магнитами и складываются в странные, постоянно изменяющиеся пейзажи.

У участников «Группы N», возникшей в Падуе в 1959 году и просуществовавшей до 1964­го, не было общей программы. В нее входили Альберто Бьязи, Эннио Киджо, Тони Коста, Эдоардо Ланди, Манфредо Массирони. Направление интересов группы определил «Манифест 1961». N — группа «рисовальщиков-экспериментаторов», объединенных потребностью в коллективных поисках. Их объекты, этюды и картины трудно отнести к какому-либо направлению, поскольку их эксперименты находились за пределами существовавших тогда художественных традиций. Художники «Группы N» отказались от индивидуального творчества как определяющего элемента в искусстве, а также от перспективы, религиозно­моральной, политической фетишизации и защищали морально­этические принципы коллективной жизни. Они не только создавали необычные визуальные объекты (завораживающая «Полиотражающая структура» из дерева, стекла Массирони), но и занимались активной образовательной деятельностью. Художники падуанской группы интересовались главным обра­зом геометрической абстракцией, поп­артом, искусством энвайронмента.

Свое кинетическое искусство художник-экспериментатор Бьязи называл программируемым искусством. Он с увлечением исследовал распределение света, преломленного через призмы, экспериментировал с оптическими эффектами («Оптико­динамический рельеф»).

Немногие художники и нашего времени умеют так использовать свет, как это делала сторонница интеграции искусств Нанда Виго, автор концепции выставки в Москве. Ее увлекает дерзновенная идея — создание произведений, ориентированных на то, чтобы зрители переосмысляли свое существование. Так появились «Хронотопы» — некие пространства, которые необходимо не только рассматривать, но и чувствовать, использовать. Художница стремилась, чтобы в них погружались благодаря оригинальным иллюзионистским эффектам. Реализуясь как архитектор и дизайнер, Виго проявляла свою радикальную позицию в пер­формансах, инсталляциях, хеппенингах.

Особый интерес на выставке вызывают работы Франческо Ло Савио, предвосхитившего идеи минимализма. Художник активно работал с 1959 по 1963 год и умер в 28 лет. Но и за столь короткий период он сумел продемонстрировать оригинальность и авангардистский дух, при этом не вступая в конфронтацию с выдающимися современниками — Мандзони, Фонтана. Ло Савио буквально сжигал свою жизнь в стремлении укоренить в практике искусства методы авангарда, опыты Малевича, Мондриана, «Баухауза», переосмысляя дух и смысл их творений. Его «Фильтры» и «Пространство-свет» демонстрируют новаторство. При жизни художник страдал от непонимания — современникам его идеи казались слишком радикальными.

Эдоарда Маино называла себя Дада и подписывала работы Дада Маино. Однажды в каталоге ее по ошибке назвали Дадамаино. В результате возник псевдоним. Маино интересовали эксперименты с пространством Фонтаны и других членов группы «Азимут», она вступала с ними то в конфронтацию, то в диалог. Ее знаменитые «Объемы» — монохромные работы, в которых холст разрезается, оставляя видимым пространство за ним. В «Объемах с отражающимися модулями» обнаруживается интерес художницы к оптическим эффектам.

Все участники выставки — мастера, творчество которых основано на концепции, процессе, жесте. Для них «то, что вы видите, вовсе не является тем, что вы действительно видите». Используемые художниками приемы порождают сомнение, вопросы и выявляют дистанцию между видимым и смыслом.

ДИ №6/2011

26 декабря 2011
Поделиться: