×
Формула пейзажа
Виктория Хан-Магомедова

Галерея Леонида Шишкина, гостиница «Рэдиссон Ройал» («Украина») в октябре представила выставку Владимира Рогозина «Путь к себе»

Наделить произведение искусства жизнью — в этом, безусловно, одна из необходимейших задач истинного художника… фактура, доведенная до максимума живости, должна и зрителю передавать то ощущение, которым охвачен художник.

Альфред Сислей

НА картине «Кресно озеро» (2010) петербургского художника Владимира Рогозина странное озеро, обрамленное горами с редкой растительностью, завлекает в свои таинственные глубины и навевает мысли об одиночестве, тревоге, все большем отчуждении человека от природы.

Как же мы воспринимаем пейзаж сегодня? Если пейзаж — совокупность форм какой-то местности и изменяется, лишь когда трансформируются характерные особенности этой местности, то восприятие пейзажа не может быть у всех одинаковым. Потому что зависит от точки зрения, с которой мы его воспринимаем (панорама), от направленности нашего взгляда (ведута) и, что особенно важно, от нашего способа видения вещей.

В энциклопедии Дидро и Д’Аламбера пейзаж определяется как жанр, «самый богатый, самый приятный и плодотворный в живописи». Он пережил удивительные метаморфозы. Сначала считался второстепенным жанром, затем незаменимым элементом в композиции для передачи эмоций, страстей. И наконец, стал автономным и экспериментальным жанром.

В первой половине ХХ века происходят самые большие изменения в пейзажном жанре, ставшем объектом для пространственных трансформаций и экспериментов. Дивизионисты, кубисты, абстракционисты, экспрессионисты, метафизики, сюрреалисты разлагают, расчленяют, искажают, аннулируют, блокируют, заново компонуют пейзаж, вновь и вновь задают вопросы природе и каждый раз обнаруживают возможность новых трактовок темы пейзажа. Уникальный общий знаменатель разных ее интерпретаций — приоритет индивидуальности художника.

Постепенно пейзажный жанр начал утрачивать свою абсолютную ценность, которую он обрел в предыдущие столетия. Сегодня происходят удивительные трансформации жанра пейзажа в разных техниках, материалах. А пейзажная живопись предоставляет возможности наслаждаться тончайшими изменениями в природе.

Владимир Рогозин — один из немногих художников, продолжающих писать пейзажи уже более десяти лет. Он также коллекционер и меценат, в его собрании около 3 тысяч произведений русских художников второй половины ХХ столетия, прежде всего пейзажистов. Коллекционирование произведений искусства способствовало развитию его вкуса и сделало его более восприимчивым к изменениям в природе. «Насмотренность» очень помогла Рогозину в становлении его авторской манеры построения композиции, пропорций, ритмического строя и т.п. Хорошее знание истории искусства также позволило ему выявить свои приоритеты и найти свой метод в изображении городских пейзажей.

Не самый актуальный сегодня жанр пейзажной живописи стал доминирующим в творчестве Рогозина, поскольку пейзаж дает возможность рассказать и о сущности человека, и о движении времени. Легкие ассоциации и сложные образы пересекаются, возникают в его работах, как разные планы бытия человека.

Рогозин живописует деревни возле родного Иванова, волжские берега и Байкал, а также Неаполь и Париж. Большая часть его произведений посвящена Петербургу, жителем которого он сейчас является. «Мирискусники» воспевали гармонию природы и старинной архитектуры дворцовых ансамблей города Петра как некий идеальный мир, противостоящий прозе современности. Петербург Добужинского — загадочный, драматический и многоликий. И у Рогозина «город камен­ноликий — в тусклых отсветах солнца» (Керстен) предстает в контрастах: прекрасный и обре­ченный на забвение, пребывающий в каком-то печальном прозрении («Горбатый мостик», 2010). Пейзаж «По Фонтанке» (2010) особенно притягивает красотой пульсирующих цветовых сочетаний — серебристых, голубоватых, беловатых, сиреневатых.

Рогозин изображает городские и природные ландшафты, отдавая предпочтение городскому пейзажу, выстраивает свою формулу пейзажа, на формирование которой повлияла концепция пейзажа Альбера Марке (иногда он даже прибегает к цитатам из работ Марке и других французских художников), воспринимавшего город масштабно, в широком диапазоне проявлений, состояний, настроений. На умение Рогозина мыслить чисто живописными формами оказало влияние и творчество ленинградских пейзажистов — Н.Ф. Лапшина, А.С. Ведерникова, Н.А. Тырсы, А.А. Успенского, В.А. Гринберга, их высокая живописно-пластическая культура, их специфическая типология пейзажа, основанная на передаче психологических состояний человека (самый экспрессивный пейзаж — «Фабрика. Ночная смена», 2009).

Рогозин разрабатывает свой художественный метод воплощения пейзажного мотива, используя ракурс с разных точек зрения, наложение мазков разной формы, активно кадрируя композицию. Он не стремится передать красоту и значительность архитектурных памятников Петербурга, особенный характер его широких парадных и каналов. «Фонтанка» (2006), «Охта» (2010) — знакомые маршруты горожан, здесь пульсирует повседневная жизнь людей. Художник пытается воплотить ускользающий в буднях «дух места», «дух города», иногда прибегая к упрощению, геометризации. Пейзажный мотив предстает в его картинах то в повествовательной манере, то в более абстрагированной форме, но всегда выражает внутреннее состояние художника. «Сентябрь» (2010) — самый лаконичный, решенный в геометризованной манере пейзаж.

Можно ли передать ход времени в пейзажах? На картине «Улица оружейника Федорова» (2011) отдельные дома кажутся покрытыми белой дымкой, словно время постепенно «стирает» их, предвидя их исчезновение. Художник лирического темперамента, Рогозин в своих пейзажах не ищет правдоподобия, а выявляет символическую знаковую ценность пейзажа. В работе «Частный сектор» (2004) дома-коробки показаны с точки зрения сверху, их покрытые снегом крыши лишены примет конкретного города. Унифицированные и обезличенные элементы пейзажа воплощают пустоту современного городского пространства и одиночество человека в нем.

Добужинский состояние современной цивилизации выражает через облик современных городских строений, плотными рядами замыкающих горизонт, загораживающих небо, перечеркнутое фабричными трубами, ошеломляющих бесчисленными рядами окон.

Для Рогозина современный город — не царство однообразия и стандарта. Он пишет то, что ему близко, понятно, места, где живет, и не ищет особенных поэтических мотивов, а обнаруживает поэзию в обычном. Однако и красивые места он воспроизводит с удовольствием, но без умиления и находит подходящие средства выражения: «Фонтанка» (2006), с прозрачной гладью воды, в которой отражаются обобщенно решенные здания с нежно-голубым, светящимся небом. Все пронизано спокойствием и гармонией. Рогозин уверенно работает над сотворением своей формулы пейзажа, в ней развивается, настойчиво продвигаясь к поставленной цели.

ДИ №6/2011

28 декабря 2011
Поделиться: