×
Театр художника
Павел Герасименко

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
СПб., пл. Островского, 6
до 7 апреля 

В книге отзывов на выставке «Театр художника», занимающей два небольших зала на последнем этаже Музея театрального и музыкального искусства на площади Островского, много записей детским почерком от «мне очень понравилось» до «круто!» — легко узнаются как неуверенная графика младшеклассников, так и эффектные подростковые росчерки.

Всякий пишущий о выставке детских работ испытывает понятное затруднение, причины которого были сформулированы еще Роланом Бартом в классической статье «Литература и Мину Друэ»: «Метафоричность, образность, неожиданность оказываются отнесены за счет детства в качестве знаков чистой спонтанности, между тем как на самом деле они суть продукты напряженной (сознательной или бессознательной) работы, предполагают “глубокомыслие”, где решающую роль играет именно степень индивидуальной зрелости». Социальное и педагогическое значение таких экспозиций, как правило, важнее собственно эстетического, но в случае с работами учеников школы ТАК человеческие и художественные смыслы действуют совместно и вызывают интерес к авторам и проявленным ими способам творческого мышления.

Школа «Креативные классы ТАК» работает с 2019 года, и этой осенью отпразднует пятилетний юбилей. В ней четыре курса, начиная с «нулевого», куда принимают детей с пяти лет, до третьего, где занимаются уже подростки 15–17 лет, у четвертого курса «18+» нет верхней границы — его могут посещать взрослые, решившие добавить в жизнь креатива. Инициатором ее создания стала театральная художница Яна Глушанок. Если вспоминать подобные российские институции, то ближайший родственник «ТАК» — существующая в Москве с 1986 года художественная студия архитектора Михаила Лабазова «ДЭЗ №5». Открытая сейчас выставка — не первый показ работ учеников ТАК на музейной площадке, предыдущий состоялся в Театральном музее в 2021 году.

Креативные классы ТАК имеют пять направлений: «Сценография и костюм», «Дизайн костюма», «Кино», «Анимация», и, собственно, «Театр художника», давший название всей экспозиции. В залах музея каждое направление представляют от десяти до двадцати учеников. То как выстроена экспозиция — в ней произведения профессиональных художников-выпускников школы намеренно переплетаются с произведениями учеников — говорит и о творческом потенциале последних и об уважении к ним кураторов. Среди преподавателей школы есть как широко известные, прежде всего, Эмиль Капелюш, театральный художник и трижды лауреат премии «Золотая маска», и недавние выпускники театральных и художественных вузов. Молодой по преимуществу преподавательский состав обеспечивает современное понимания искусства, всех его медиумов и возможностей.

Для воспитанников школы искусство начинается в ХХ веке: в рисунках и моделях сразу закладывается конструктивное решение фигуры и костюма, отсылающее к работам Любови Поповой и Александры Экстер. В качестве пьесы для сценического оформления выбирается, например, пьеса Ионеско «Носороги». В работах, сделанных в школе ТАК нет и следа хорошо знакомого всем консерватизма отечественной сцены. Дизайн костюмов или головных уборов, выполненный учениками Ирины Чередниковой, находит свой выход в городскую среду, например, во время «Ночи музеев».

Практическое постижение современного искусства, которому ученики отдаются с заметным энтузиазмом и увлеченностью (о чем свидетельствует большое количество выставленных работ), способно воспроизводить настоящую авангардную энергию. Куклу «Циклоп» можно сравнить с работами «Новых художников» 1990-х для концертов «Поп-механики», в костюмах к спектаклю «Эрнест и Селестина» чувствуется знакомство с ранними работами Александра Шишкина-Хокусая. 

Хочется перечислять имена всех молодых авторов, тем более что в этом возрасте важно всякое упоминание. Над внушительного размера куклой Гулливера работали Анна Медведева, Лидия Степанова, Марта Штейнлухт, Майя Широкова, Марго Переятенец, Маруся Додонова, добавившие собственные фотографии в виде «лиллипутов» под ногами картонной фигуры, — что, будем надеяться, не отражает их представления о будущем и собственном месте в искусстве. 

28 марта 2024
Поделиться: