×
Пит Мондриан. Первичные ценности
Виктория Хан-Магомедова

Банальные сентенции о современном творчестве — «произведения искусства сотворяют критики» или высказывание Ницше «произведение искусства — это его интерпретация» — имеют особое отношение к Мондриану (1872–1944). 

Мондриан был не только художником, теоретиком, но и критиком, давшим четкую и обоснованную характеристику своей концепции искусства. «Я выстраиваю линии и цветовые сочетания на плоских поверхностях, чтобы вполне осознанно передать общее представление о красоте», — писал он. Для Мондриана абстракция — и отправной пункт, и нечто, полученное в результате сложных ментальных операций.

Он приходит к абстракции постепенно, освобождая красочную поверхность от фигур и предметов, материального, достигая чистоты с помощью пересечения плотных, черных линий, сочетаний основных цветов. Это может проявляться в упрощении натурного мотива (когда стилизованное дерево лишено кроны), и в выявлении его сущности и сведения к концепции. Так, совокупность вертикальных линий может быть геометрической схемой универсального дерева или стать его символом. Кажется, что, жертвуя формой в пользу геометрической организации пространства, Мондриан призывал к универсальности духа, очищенного от несущественного, от мирской суеты и сведенного к гармоничной рациональности ритмов. И тем не менее возникает ощущение, что расшифровать произведения Мондриана невозможно. Голландский гений сам и был первым критиком своих творений. «Природные формы меняются, а чтобы пластически передать чистую реальность, необходимо свести природные формы к постоянным элементам формы, а природные цвета к основным цветам», — писал он.

У Мондриана была необычная для художника карьера, отражавшая эволюцию искусства с ХIХ до ХХ столетия. «Я начал писать в очень юном возрасте. Моими первыми учителями были мой отец, дилетант, и мой дядя, профессиональный живописец. Я любил писать пейзаж и дома в серых, темных тонах или при сильном солнечном свете, когда глубина атмосферы затемняет детали и акцент делается на крупных контурах предметов. Я часто делал наброски при свете луны: коровы, пасущиеся на голландских лугах, или дома с темными окнами. Я никогда не писал эти вещи в романтическом ключе, с самого начала я всегда был реалистом». Так за три года до смерти в 1944 году в Нью-Йорке Мондриан рассказывал о начале своего становления. Эти слова ключевые для понимания его живописных полотен с 1870-х до 1910-х.

Малоизвестные широкому зрителю работы этого периода, а также последующих — символистского, кубистского и абстрактного — представлены на выставке «Пит Мондриан. 1872–1944. Путь к абстракции» в ГТГ из Муниципального музея Гааги в рамках Года Голландии в России, их всего сорок работ. Камерная выставка позволяет лишь прикоснуться к творчеству великого голландца.

К тому же отсутствуют важные работы эпохи «De Stijl» и произведения нью-йоркского периода. Проследить эволюцию его искусства сложно, зато хорошо представлены произведения ранних периодов.

Излюбленные сюжеты Мондриана 1900-х — маяки, мельницы, фасады церквей, ведуты Амстердама, песчаные дюны, марины, деревья. Он все больше увлекается теософскими идеями Е. Блаватской и Р. Штайнера. Разрабатывая концепцию своего искусства, художник пребывал в поисках универсальной пантеистической религии, позволяющей человеку настраиваться на духовные вибрации, находиться в гармонии с внешним и внутренним миром. Одна из лучших вещей раннего периода — «Красное облако» (1907). В это время художник экспериментировал с различными техниками. В серии «Деревья» Мондриан передал особенность североевропейского пейзажа. Увидев кубистические работы Пикассо и Брака в 1911 году на выставке в Амстердаме, он решил переехать в Париж для изучения пластических формул Сезанна и кубизма. В «Композиции с деревьями» (1913) проявляются его заимствования у кубизма, его интерес к абстракции: чистые линии, серые зоны, подходящая ритмическая организация элементов композиции. Вернувшись в Голландию в 1917-м, Мондриан вместе с Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком основал движение «De Stijl», ориентированное на создание нового искусства. Все художники движения были приверженцами абстракции и стремились выразить утопический идеал универсальной гармонии. Продолжая эксперименты, постепенно изживая кубизм, Мондриан разработал идеи и концепцию неопластицизма.

В его беспредметных композициях больше нет деления на планы. На белом фоне появляются прямоугольники из основных цветов, сопоставляемые с нецветными плоскостями. Используются толстые черные полосы, наложенные друг на друга. Идеальный пример манеры художника этого периода — «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921). Здесь достигнуто равновесие планов и цветов, вертикаль и горизонталь трактованы как проявление противоположных сил. Эти приемы доминируют в его творчестве в течение долгого периода. Равновесие линий и цветов на плоскости он трактует как бесконечное вневременное пространство. Сам он как критик пояс-нил свои неопластицистические идеи.

В труде «Неопластицизм в живописи» в 1917 году он писал: «Форма определяет цвет: насколько более напряженной будет форма, настолько более напряженным будет цвет. Если форма выражается с помощью линии, тогда и напряженная линия будет определять цвет наиболее интенсивным образом. Становясь прямой, линия сможет придать цвету максимальную определенность».

С 1918 года Мондриан экспериментирует с форматами картин, поворачивая их на 45 градусов, подвешивая за угол — «Композиция с четырьмя желтыми линиями» (1933). В экспозиции работы инсталлированы в белых рамах на белых щитах, что придает им особую пространственность, позволяет зрителям вступать в доверительный контакт с произведениями, ощутить свечение, энергию и силу его абстрактных работ.

Лишь при поверхностном взгляде может показаться, что творения Мондриана легко имитировать. В действительности они являются результатом длительного процесса изменения, эволюции мастера, его экспериментирования и творческой трансформации. Утонченность абстракций Мондриана, как и утопические идеалы, лежащие в основе его искусства, оказали огромное влияние на развитие модернистского искусства. На его работы ссылались в «Баухаузе», стиль Мондриана получил развитие в минимализме в конце 1960-х. Произведения Мондриана повлияли также и на развитие современной архитектуры, дизайна и полиграфии.

​ДИ №6/2013

12 декабря 2013
Поделиться: