×
Безликость
Виктория Хан-Магомедова

Выставка «Безликий. 1-я часть». Музейный квартал Вены

Чтобы изучить себя, следует забыть о своем Я. Чтобы забыть о своем Я, необходимо осуществить тысячи вещей. Когда вы это сделали, ваше тело и ум, как и у других людей, постепенно исчезают. И от этого акта не остается ни малейшего следа. И след этот продолжается бесконечно.

Фрагмент из кензо-коана мастера дзен Догена, XIII век

В мире, определяемом массмедиа, огромную роль играют лица. Мы изучаем биографии, скандальные истории знакомых и неизвестных персонажей, стремимся проникнуть в их внутренний мир, выявляя черты характера исходя из физиономических особенностей. И всегда, какие бы люди нам ни встречались, мы экстраполируем на них свои представления о счастье, об успехе. Безупречная красота моделей, пропагандируемые ими идеалы остаются недостижимыми, они постоянно бросают нам вызов, невозможно жить в согласии с предлагаемыми массмедиа стандартами. Сравнение с навязываемыми идеалами рождает неуверенность, обуславливает наше поведение, наши желания и страхи, определяет способ, каким мы себя позиционируем.

Гротескные лица, которыми медиа бомбардирует нас, оказывают воздействие на наши чувства и потому из самосохранения нужен отбор. Они оставляют на длительное время следы и в глобальной паутине. Но и мы, и они оказывается запечатлены в «книге лиц». В результате все наши желания и проекции выявляются и, более того, вульгаризируются, низводя нас до существ, подвергающихся постоянному контролю, явному и тайному. Выставке «Безликий. 1-я часть» ― более 100 работ 50 участников из разных стран ― исследует различные стратегии протеста, а также приемы, провоцирующие чувство превосходства при столкновении с этими могущественными стандартами, которым мы никогда не сможем соответствовать. Выставка рассматривает также и противоположную сторону проблемы — технологии, которые мы применяем как пользователи массмедиа, чтобы стать безликими в виртуальном мире. И тут на помощь приходят маски. Помимо произведений художников М. Абрамович, Т. Бринкмана, А. Карлсена, Ш. Энтехаби, Р. Хэнга, М. Саббаха демонстрируются маски дизайнеров М. Маргьелы, Д. Таканаши, К. Камо... С усилением контроля мер безопасности, всеобщей слежки после теракта 9/11 люди ощутили, что их лица выставляют напоказ. При этом в массмедиа лица террористов обычно изображены в масках. Их навязчивое присутствие напоминает о подстерегающих нас опасностях и о задачах личной защиты, которые постоянно усложняются. Возникает парадокс: все желают защитить себя от террористов, в то же время, стремясь обезопасить личную жизнь, используют Гугл и Фейсбук. Следствие этого — утрата частного пространства: правила современной технологии требуют, чтобы мы постоянно были в зоне видимости. Социальные сети, изначально служившие платформами для коммуникации, стали определять стандарты повседневной деятельности и стиля жизни. Сначала их используют как инструменты для собственного продвижения. Но затем они все в большей степени вторгаются в нашу жизнь. С одной стороны, мы черпаем вдохновение в сетях, но, с другой стороны, все сведения в них общедоступны. Не удивительно, что сегодня многие изделия домов моды так похожи друг на друга.

Нестабильная идентичность современного человека благоприятствует возврату власти маски, которую еще с древних времен использовали как форму защиты, маскировки, перформанса или развлечения. Выставка исследует новые тенденции в медийной культуре и показывает, как нарастает безликость в визуальных искусствах, моде, фото, рекламе и танце вследствие применения стратегий защиты личного пространства. С точки зрения художника, куратора выставки Б. Дорингера, безликий — человек с размытым, искаженным, замаскированным с помощью разных средств лицом. Но как соблазнительны, сексуальны, напряженны эти безликие образы! («Без названия» М. Саббах, «Без названия» Р. Хэнга). Благодаря продуманному дизайну, объединению работ в тематические блоки — фетиш, хулиганы, манипуляции с медиа, иконы — мы видим, как феномен безликости интегрируется в нашу жизнь. Как и в прошлые времена, люди с удовольствием надевают маски как форму защиты, камуфляжа или для развлечения. Эта тема заинтересовала молодых художников, что придало интерпретации остроту. Авторы работ демонстрируют примеры возможности стать безликим в обществе, где, казалось бы, возрастает потребность в визуальной идентификации. Автопортреты Н. Кландер пародируют банальную вездесущность эротических образов. В фотографиях У. Кляйна тела любовников образуют временные безликие скульптуры. Ф. Шалмайер делает коллажи, используя фото, найденные в соцсетях, в том числе на сайтах гомосексуалистов. Люди демонстрируют себя, но скрывают лица, пытаясь сохранить анонимность. Х. Шоурватер в фотоработах исследует медийное изображение женщин как объектов желания.

Тема выставки «Безликий» созвучна поискам иранского художника Энтехаби, он анализирует предубеждения и подозрения к Другому, визуализирует ужас, паранойю и стереотипы в отношении к людям с иным цветом кожи, иными религиозными верованиями. Обычно такие люди стремятся стать невидимыми. На выставке художник представляет ироничную серию «Маленькая чернота»: увеличенные фото проституток, на которых персонажи в черных исламских хиджабах предстают в соблазнительных позах. Публичный персонаж Абрамович в фото-автопортретах пытается протестировать ценность своего мирового признания, ведь ее лицо давно стало брендом.

Т. Бринкман создает автопортреты, в которых цветовые сочетания, композиции, позы являются реминисценцими классической портретной живописи. На выставке Бринкман предстает в образе безликой «леди Глиттерски», ее черты лица заменяют использованные повседневные предметы и фрагменты винтажной одежды.

Н. Экиси в своих инсталляциях и перформансах исследует время, движение, пространство, тело, создает работы, рождающие множество ассоциаций. Документация перформанса на выставке демонстрирует, как она постепенно закрывает лицо тканями, стирая свою идентичность.

Среди участников есть художники, работающие с модой. Дом М. Маргьелы, Г. Пуг, Виктор и Рольф, Б. Вильгельм, М. Саббах демонстрируют примеры манипулирования с образами других. Ткани, вышивки, аппликации не скрывают лиц, но преображают их. Модные дома напоминают, что лица моделей в избытке представали в их коллекциях, что нужны иные ходы, и предлагают использовать маски, покрывала для головы из модных ярлыков, чтобы скрывать лица. Образцы модных коллекций на выставке — своеобразный эксперимент, более или менее удачный, с закрыванием лиц моделей масками, волосами или тканями, протест против преизбыточной, вульгаризированной красоты и искусственности, проникающих в современное общество с помощью медиа. Предполагается, что маски снижают стресс, предохраняют от дестабилизации идентичности. Скрывание лиц моделей, практикуемое домом Марджелы, может стать эффективной мерой против культа супермоделей и поверхностных оценок, суждений в мире моды. Известно, что возможность манипуляций с телами людей в общественных пространствах позволяет модным домам приобретать огромную власть и в то же время занимать критическую позицию.

Выставка «Безликий» отражает противоречивые современные тенденции — повседневную защиту частного пространства и желание демонстрировать себя. С каждым днем анонимность становится все более притягательной, но также возрастает стремление явить нечто личное, имеющее вес в цифровой среде, в которой мы существуем. Выставка может прочитываться как ироничное свидетельство или критика медийной реальности. Первая часть экспозиции демонстрирует, где и как мы окружены безликими образами, и напоминает о влиянии, которое оказывали медиасредства на визуальные искусства и способы, с помощью которых они порождали публичные образы, поп-культуру. Вторая часть выставки пройдет с конца сентября по конец ноября и будет ориентирована на будущее медиа.

​ДИ №5/2013

13 октября 2013
Поделиться: