В рамках Года Италии — России в Москве в Мультимедиа Арт Музее прошла выставка «Арте повера», на которой демонстрировались работы основных представителей течения из коллекции Кастелло ди Риволи: Алигьеро Боэтти, Джованни Ансельмо, Пьера Паоло Кальцолари, Марио и Маризы Мерц, Лучано Фабро, Микеланджелло Пистолетто, Джулио Паолини, Джильберто Дзорио… итальянский критик Джермано Челан, придумавший название «arte povera» особому течению, организовал выставку художников «бедного искусства» в 1970 году в Турине и издал книгу, где писал: «Подход художников арте повера к искусству в основе своей антикоммерческий, случайный, банальный и неформальный, касающийся прежде всего физических качеств средства и использования материалов.
|
Важность течения заключается в применении художниками современных материалов, в их полном вовлечении в окружающую реальность и в их попытке интерпретировать эту реальность способом, трудным для понимания — субтильным, интеллектуальным, ускользающим, частным, интенсивным». А П. Барилли в предисловии к каталогу выставки арте повера «Опус Интернейшнл» в Турине в 1971 году подчеркивал: «В отрицании иконографии художниками арте повера также происходит отказ от живописной поверхности, являющейся самым привычным способом выражения. В более общем смысле это означает отказ от принятия концепции “продукта”, “произведения”, художники предлагают нам вместо этого не результат процесса, но сам процесс в акте становления».
Художники арте повера ставили перед собой две цели. Первая — разоблачить элегантную тактику буржуазного искусства, порожденную послевоенной реальностью с его установкой на широкую доступность. Вторая — бросить вызов новому материализму потребительской экономики и ее интернационализированному глобализму, проявившимся в анархической манере и стиле этого художественного течения. Работавших в Турине и Риме художников можно отнести к концептуальному искусству, поскольку они отказались от старинных техник и использовали «бедные» материалы: землю, дерево, железо, изношенные вещи, гипс, низкопробную промышленную продукцию.
Знаковая работа на выставке — «Тряпичная Венера» (1967) Пистолетто: покрытый слюдой цементный слепок Венеры, помещенный среди старой одежды. В 1960–1970-е художник создал фотошелкографские отпечатки изображений людей, натюрмортов, порождающие вопросы о природе реальности («Клетка», 1967–1974). Знаменитый критик Карлос Базуальдо так сказал о Пистолетто: «В художественных историях Пистолетто, созданных между 1956 и 1974 годами, можно найти не только свидетельства испытаний, переживаемых обществом, пребывающим в состоянии бесконечных трансформаций, но также ключ к пониманию современной ситуации».
Боэтти, концептуальный художник, экспонент арте повера, неутомимый экспериментатор, банализировал темы альтернативности, контраста, двойственной природы идентичности — свое имя и фамилию он презентует как двух художников. Оставив занятия экономикой, Боэтти посвятил себя искусству, создавал яркие, неординарные работы. Используя гетерогенные формы и материалы, он с большой иронией выражал идею контрастов — тяжелое и легкое, прозрачное и темное, вечное и мгновенное («Поручень м.26», железо, эмаль, хромированная конструкция). Прибегая к приемам театрализации, художник добивался психического воздействия на зрителя («Все», холст, вышивка — оригинальное панно из кусочков цветных с вышивками тканей).
Представлены на выставке и основные работы лидера арте повера Янниса Кунеллиса, обращающегося к первичным элементам: земле, огню, углю, свинцу, золоту… Нередко произведения Кунеллиса связаны с жизнью животных: его влекло символическое и мифическое. Структуры Кунеллиса в большинстве фронтальны и статичны («Без названия», 1967, медная пластина, свинец, джутовая ткань, 6 панелей, покрытых сверху кусками джутовой ткани). Часто он использует предметы человеческого обихода — уголь, яйца, шерсть, воск, зерно, дерево в необработанном виде («Без названия», 1967, металлический контейнер с углем).
Художники арте повера не ограничивали себя аллюзиями с западной цивилизацией. Мерц, например, делал иглу — дом северных кочевников, которыми он особенно восхищался за их способность приспосабливаться к окружающей среде («Иглу», 1961–1981). Он построил иглу, используя технологии и природные материалы, включая металл, стекло, неон, землю, дерево, воск, шиферную плитку, подчеркивая тем самым различие между гомогенными традиционными и плюралистическими современными культурами. В 1970-м Мерц заинтересовался теорией чисел Фибоначчи, которую представил как математическую структуру, используя широкий круг природных и рукотворных предметов. На выставке есть серия больших фото «Без названия», на которых возникают и исчезают люди.
Мариза Мерц дебютировала в 1966 году, продемонстрировав свои медные скульптуры. Она также автор мобилей, иррегулярных спиральных структур, в которых жесткость минимализма контрастирует с метаморфозой загадочного, эфемерного образа. В своих произведениях Мерц часто использует медную проволоку, липкую ленту и вещи из нейлоновой ленты, меди или дерева. Художница вводит в язык современной скульптуры техники, которые традиционны в женском рукоделии. По сравнению с другими представителями арте повера Мариза с самого начала своей карьеры показывает эксцентрическую чувствительность, которая позволяет ее творчество соотносить с искусством Евы Хессы или с некоторыми представителями флюксуса и концептуального искусства (табуретка с металлической сеткой, прибитой гвоздями, 1967; «Без названия», 1997, скрипка из белого парафина, лежащая в контейнере с водой, в центре скрипки — трубка, журчание воды настраивает на медитативный лад).
Дзорио в начале 1960-х стал создавать инсталляции, регистрировавшие действия зрителей. Кинетическая эволюция и трансформация материала — в центре поисков художника, которого интересовало не столько метафорические значение работ, сколько исконная сила самого символа (великолепное «Пятно III», 1968, черная резина, веревка, удачно инсталлированное). Его работа «Палатка» — необычное сочетание железной трубы, зеленого хитона, морской соли, воды. Дзорио — один из немногих представителей арте повера, которому удалось создать знаковые работы, не попадающие в сферу интересов дилеров.
Джузеппе Пеноне исследует отношения тела с внешним миром, сталкивает искусство с природой. Так, его масштабная инсталляция «Вдыхая тень» (1999), хотя и не имеет по времени отношения к арте повера, для художника принципиально важна. Это большая «стена» из лавровых листьев с бронзовым подсвечн иком в центре, где и запах имеет значение.
В озможно, здесь прослеживается определенное суггестивное воспоминание о некоем образе, сохранившемся в памяти.
Ансельмо предпочитает зондировать такие параметры вещей, как вес, гравитация, энергия. Об этом работа «К ультрамарину» (1988, камень, кабель).
Творчество Паолини фокусируется на цитировании искусства прошлого: от Лотто до Веласкеса и Энгра. В своих обманках он использует фотокопии, но утверждает, что произведение именно таково, каким его видит зритель. Это открывает бесконечные возможности для творчества, которые представляет история искусства. Пример подобной работы — «Дом Лукреции» с драпировками и двумя античными гипсовыми слепками голов юношей, словно вступающих в разговор друг с другом.
Художники арте повера стремятся передать энергию нехудожественных материалов, выявить глубинный смысл знаков, сводя их к минимальным значениям, нарочито упрощенным, десемантизировать, опустошить, по-иному сочетать органическую и неорганическую материи в поисках первичных ценностей, очищенных от культурных наслоений. Их поиски представляются актуальными и сегодня. Произведения артеповеристов высоко ценятся на мировых аукционах. На выставке в Москве организаторы полной мере выявили стратегию, тактику и главные творческие устремления художников арте повера.
Фото ДИ: Константин Чубанов
ДИ №4/2011