Покидая холодным декабрьским днем 1985 года Россию, как казалось навсегда, искусствоведы Василий Ракитин и его жена Елена вряд ли думали, что их сын Дима (родился в Москве 28 мая 1961 года) когда-нибудь будет выставлять свои картины в престижных выставочных залах Москвы. С 1981 года и по настоящее время он участвовал в 15 коллективных и 20 персональных выставках в Германии, Голландии, Швейцарии, Франции, Испании, Италии. Но теперь список его выставок и в России значителен: Русский музей в Санкт-Петербурге, Московский музей архитектуры им. Щусева, галерея «Наши художники», Тульский художественный музей и, наконец, Московский музей современного искусства (на Тверском бульваре), где состоялась еще одна персональная выставка «Дима. Моя рука».
Его работы находятся в частных коллекциях России, Швейцарии, Германии, Голландии, Франции, Италии, США, Греции, в музейных собраниях Русского музея, Московского музея современного искусства, Московского центра современного искусства, Ново-Иерусалимского художественного музея-заповедника, художественных музеев Архангельска, Твери, Тулы, Ярославля. Тогда, в 1985-м, мало что обещало такой успех, и не только потому, что Ракитины собирались обосноваться в Германии, а еще и потому, что Дима был болен. Неизлечимой и странной болезнью — аутизмом. И хотя Джастин Хофман в фильме «Человек дождя» доказал, что аутисты — тонкие, душевные и талантливые люди, тем не менее судьба редко оставляет им шанс стать востребованными художниками. Успех Димы — подвиг любящих, чутких родителей. Они вовремя разглядели одаренность сына. Что, впрочем, не удивительно, когда отец пишет книги об Илье Чашнике и Николае Чекрыгине, Марке Шагале и Николае Суетине, а у мамы Елены Муриной есть возможность заметить, что живопись близка их сыну. Немало помогло и окружение, Александру Боровскому «уже первые вещи Димы кажутся в живописном плане исключительно изощренными», а художник Эдик Штейнберг показывал, как смешивать краски. Художественный мир не был к нему равнодушно-жестоким, заботливые друзья всегда старались чем-то компенсировать несправедливость судьбы. «Художником Дима был всегда… Я не могу, да и не хочу анализировать художественные достоинства работ. Для меня они очевидность… Я верю во все, что пишет Дима», — заметил известный московский фотограф Игорь Пальмин. Дима — настоящий живописец в подлинном смысле этого слова. Он видит мир ярким, насыщенным. Маслом или пастелью он пишет маленьких человечков, лошадок, дома. Есть и чайники, и цветы в горшках. Часто возникает образ руки. Его собственной. Именно эта рука показывает, каким ему видится мир. Далекий и близкий. Свой и чужой. Она протянута навстречу, она — приветствие, она — тайна, счастье. Она может смешивать краски и рисовать. Она может писать. По синему черным и желтым по черному. Например, «увидел вот там / Затем тут / В первом месте / В любом месте / В прямом месте» или же «Видел, не видел / Увидел белую раму / В предыдущем месте / Уже в будущем месте.
Сейчас Дима живет в Париже и много путешествует со своими картинами. Ему, как всякому художнику, важно, чтобы окружающие смогли увидеть и понять, что творится у него внутри и каким он видит этот мир.
ДИ №4/2011