На фоне многочисленных событий, происходящих летом в Москве и Подмосковье, особняком стоит выставка эмальерных произведений и бронзовой скульптуры президента Российской академии художеств и директора Московского музея современного искусства Зураба Церетели. Не только потому, что экспозиция посвящена библейским сюжетам и христианским святым: будто вопреки трендам современного искусства и стремительно меняющемуся миру, все более отрицающим традиционные ценности нравственности и морали, мастер вновь напоминает об основах и смысле бытия.
|
Выставка, представленная в залах Звенигородского художественного музея, а именно в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году, включает 50 небольшого размера перегородчатых эмалей из серии «Библейские сюжеты», созданных художником в 1990-е годы, и семь произведений из бронзы (круглую скульптуру и барельефы) разных лет на ту же тему. Посетителей встречают две монументальные фигуры — Георгий Победоносец и Димитрий Солунский (обе — 2010). По бокам каждого из них — рельефы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Троица» (обе — 2000 года). Такова сдержанная увертюра к главной теме выставки — духовной музыке, создаваемой бессмертными образами Священной истории в интерпретации мастера. В эмалях доминирует золотисто-охристый колорит — цвет Божественной славы, при этом бронзовая скульптура служит для них деликатным и в то же время весьма выгодным фоном.
К библейским сюжетам в своем творчестве Зураб Церетели обращается часто, воплощая их в разных техниках — живописи, графике, эмали, мозаике, скульптуре. Библейские герои и их жизнь — для художника такая же реальность, как впечатления и события его личной жизни. Потому и впечатление от создаваемых Церетели образов возникает очень личное, будто зритель, хоть и остается сторонним свидетелем, наблюдает за происходящим не спустя две тысячи лет, а непосредственно в момент того или иного события.
Образы Спасителя, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и Андрея Первозванного, модели памятника «Добро побеждает зло» (1990) и скульптурно-пространственной композиции «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» (1994), выполненные в бронзе, матово мерцают в комнатах с низкими сводами и маленькими оконцами. Благодаря теплому блеску материала, из которого они изготовлены, монументальные барельефы и станковая скульптура задают ритм экспозиции — торжественный и спокойный. На их фоне в пяти камерных залах разворачиваются события Нового Завета: «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Крещение Иисуса Христа», «Искушение Христа в пустыне», «Вход Господень в Иерусалим», «Исцеление расслабленного», «Чудо умножения хлебов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды и взятие Иисуса под стражу» и так далее, вплоть до Распятия Иисуса Христа.
В эмалях библейского цикла прослеживается влияние древнерусской школы иконописи. Это заметно в трактовке фигур, в характере линий тел, в соотношении масштабов различных частей изображения. В то же время глубокие, чистые цвета связывают эмали Церетели с русской религиозной живописью XVI—XVII веков, которая характеризуется изысканной декоративностью. Эмали красивы по колориту, их глубокие тона, структурированные контуром, чаще всего темным, создают тонкую гармонию красок, созвучную древней грузинской живописи, характерной чертой которой являлась мягкость сочетаний довольно ярких цветов.
Дева Мария, закутанная в синий мафо-рий, склонив голову, внимает Благой вести, принесенной архангелом Гавриилом. Ее кроткий лик печален и в то же время светел. Художник создал нежный, смиренный образ, наделив его чертами восточной женской красоты. Лик посланника Бога, который ожидает ответа от Богоизбранной Девы, сосредоточенно-вдумчивый. Автор передает легкое, стремительное движение архангела и трепетно-взволнованное состояние Марии, сдерживаемое внутренним убеждением в необходимости покориться воле Божией. На другой эмали на золотистом фоне красивым силуэтом вырисовывается фигура Богоматери с Младенцем, который еще не знает, что его ждет. Изображение проникнуто духом торжественной радости от долгожданного события — прихода в мир Спасителя. Редкий по утонченности звучания триптих — «Хождение Христа по водам», «Чудесный улов рыбы» и «Явление воскресшего Христа при море Тивериадском».
Все эмали библейского цикла объединены общим колористическим решением. Контрастом по отношению к ровному золотистому фону служат фигуры персонажей, как правило, облаченные в темные одежды, в которых сочетаются разные оттенки синего, коричневого, красного, зеленого. Но наиболее частое сочетание охристо-золотого и глубокого синего, которое художник применяет в трактовке одежд и для обозначения водной стихии. Поскольку в христианстве синий — еще и символ неба, такое использование цвета позволяет воспринимать это колористическое сочетание на эмалях как символ господства Бога «на небеси и на земли». Образы этих произведений запоминаются легкой, певучей пластикой линий. Парадоксально, в самых трагических сюжетах «Ведение на казнь», «Несение Креста», «Распятие») контурные линии становятся еще более мягкими, но именно этим приемом передано чувство смирения перед свершающимися событиями. Из общего цветового строя эмальерной серии особым колористическим решением выделяются две работы – «Исцеление расслабленного» и «Исцеление слепого», экспо-нируемые по обе стороны модели монумента «Добро побеждает зло». Их зеленоватый фон звучит в унисон с деталями интерьера зала — нежной зеленью оконных витражей и элементами изразцовых печей.
Мир библейских образов, созданных Зурабом Церетели, необычайно своеобразен. Однако в этих произведениях мастера находит отражение наша действительность, те ее явления, которые продолжают и сегодня волновать многих из нас. Эмали из серии «Библейские сюжеты» излучают необыкновенную чистоту всем своим строем, красочной гаммой, мягкими, вторящими друг другу линиями выразительных силуэтов, продуманной композицией. Такому восприятию во многом содействует и интерьер выставочных залов Звенигородского художественного музея.
Царицыны палаты, где организована выставка, уникальны. Их возвели в 1650–1652 годах для первой супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской, здесь царица останавливалась во время богомолья. В настоящее время это редкий образец жилого сооружения XVII века с впечатляющими старинными формами окон, крыльца, анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. После реконструкции своды и стены оставили ровно побеленными, отреставрировали сохранившиеся печи XVII столетия, украшенные ценными изразцами, воссоздав членение окон деревянными переплетами, создающими иллюзию слюдяного оконца вставками из цветного стекла — желтого, красного, зеленого, синего. Исключительная гармония представляемых произведений и окружающего интерьера настраивает на высокий лад соприкосновения с вечными ценностями, которые не подвержены девальвации ни в какие времена. Эту мысль высказывают и посетители, оставившие в книге отзывов подобные записи: «Еще раз соприкоснулись со Священной историей через прекрасные окошки (иконы, картины) в вечность, созданные добрыми, вдумчивыми руками».
ДИ №4/2011