Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Офис, как визитная карточка, характеризует любую компанию. Признаком хорошего тона еще недавно была мебель из дорогих пород дерева, сложные системы информатизации. В последние годы в Россию пришла мода переносить офисы во вновь отремонтированные фабричные помещения. Различные дизайнерские бюро и IT-компании соревнуются друг с другом в воплощении новейших трендов в устройстве рабочих помещений. Развитие идеи преобразования офисного пространства часто приводит к решению о необходимости экспонирования в нем произведений искусства. Но одно дело, когда они размещаются в приемной или переговорной, где ждут назначенной встречи, листая журналы, скучающие клиенты, и совсем иная ситуация складывается, когда произведения искусства появляются в помещении, где люди работают постоянно.
|
Практика показывает, что произведения искусства могут находиться в офисе на постоянной основе, быть частью интерьера или специально подобранной профессионалами коллекцией, по сути, одной из инвестиций фирмы. Например, в Германии, в главном офисе «Дойче банка» в 1985 году, когда он разместился в двух высотных башнях, одновременно открылась выставка современного искусства на всех 55 этажах офисного комплекса. Со временем коллекция банка увеличивалась и распространилась на 350 филиалов и дочерних компаний. Эта идея зародилась в 1970-х годах, и, прежде чем открыть выставку, руководство банка произвело экспертный отбор для собственной коллекции.
Но искусство можно и просто взять напрокат в качестве временной выставки. Компания «Grant Thornton», специализирующаяся в области аудита и налогообложения, устроила в офисе корпоративную галерею, разместив работы художников во всем пространстве офиса на срок от 4 до 6 месяцев. О результатах этого опыта рассказывает один из инициаторов выставки, руководитель культурных корпоративных проектов компании Роман Кассабов.«Grant Thornton» — фирма среднего размера. В ней работают около 250 человек. То, что руководство фирмы захотело иметь свою галерею и вести выставочную деятельность и даже собирать коллекцию современного искусства, примечательно, так как обычно этим занимаются банки или крупные корпорации. Основная задача для нас — культурное развитие сотрудников, они основное достояние консультационной фирмы. Немаловажный фактор и интерьер офиса. Меняющиеся экспозиции, сделанные с учетом особенностей офисного помещения, а также постоянная коллекция, которая экспонируется в кабинетах руководства и старших специалистов, — все это должно создать особый облик офисного пространства — стильный, индивидуальный и современный. У нашей корпоративной галереи нет выраженного эстетического кредо. Однако специфика экспозиции искусства в офисном пространстве существенно влияет на выбор выставляемых произведений. В отличие от обычной галереи, куда человек идет целенаправленно, чтобы пообщаться с искусством, в случае офисной экспозиции сотрудник проводит в непосредственном контакте с произведением восемь часов в день, пять дней в неделю. Каждая выставка длится до полугода, что значительно дольше, чем в обычных галереях. Соответственно и общение сотрудников фирмы с произведениями должно выдерживать такое длительное время. Вещи должны не раздражать и забирать энергию, а, наоборот, ее давать. Первым нашим опытом стала экспозиция работ художника Владимира Сулягина, воспринятая неоднозначно (звучали одиозные реплики типа «я тоже так могу»). Однако по прошествии времени некоторые сотрудники стали проявлять больше внимания к экспозиции и говорили, что их восприятие изменилось — вещи стали нравиться, они начали обращать внимание на детали, которых раньше не замечали.
Вторая экспозиция «4 spring», подготовленная для нас фондом поддержки современного искусства «Артпроект», объединила четырех художников: Клару Голицыну, Олега Ланга, Ольгу Плужнико-ву и Дмитрия Плотникова. С ней также происходили метаморфозы восприятия. Вначале у некоторой (меньшей) части сотрудников было активное неприятие значительной части работ. Главным камнем преткновения стали работы Олега Ланга. Причем некоторые сотрудники высказали мнение, что сами по себе они интересны, но неуместны в офисе. Одну картину Ланга («Изгнание из рая») и две «обнаженки» Плотникова по требованию руководства пришлось снять. Прошло несколько «партизанских» акций сотрудников: между работами Голицыной и Лан-га появился листок с объявлением «Рисуем за один день», информация о «рисовании левым полушарием» (намек на то, что этим художникам нужно учится рисовать). Такое восприятие выставки побудило нас организовать лекцию искусствоведа Антона Успенского. Интересно, что на нее записались только те, кому выставка понравилась, и никто из ее критиков.
Лучше всего принимались произведения Плужниковой и Голицыной. Причем положительные отзывы о работах Голицыной в экспозиции стали поступать через месяц работы выставки, то есть сотрудники начали их для себя открывать. С картинами Ланга наоборот. Даже те, кого вначале привлекли яркость, юмор и дерзость его вещей, по прошествии времени стали замечать, что в интерьере офиса они выглядят неорганично.
Этот отзыв заказчиков экспозиции в офисе уже сам по себе подтверждает сложность и неоднозначность таких акций. При экспонировании в художественной галерее произведения современных художников существуют в органичной для них среде. Пространство задает тон общения зрителя с произведениями. Человек оказывается на территории искусства, и среда управляет его восприятием — пространство верифицирует все, что находится на его территории. В офисе произведения искусства находятся уже на «чужой» территории. На примере выставки «4 spring» становится ясно, что для рабочего пространства наиболее подходящими оказываются «открытые» работы, простые для восприятия. Это означает, что эмоционально напряженные или достаточно сложные для расшифровки («закрытые») работы провоцируют враждебное отношение к себе, вызванное избыточной эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой сотрудника. Яркая, броская и провоцирующая на отклик живопись Ланга раздражала. Его неказистые персонажи словно дергали за полы пиджака каждого, кто проходил мимо, требовали внимания. От подобной «настойчивости» зрители пытались освободиться, выражая неприятие. Комплекс работ Олега Ланга представляет собой одну большую историю, тогда как конкретная вещь – лишь небольшой сюжет из нее. Поэтому нельзя сказать, что какая-то его картина смущала зрителя больше других. Но, возможно, именно сложность работ Ланга помогла сотрудникам «Grant Thornton» заметить существенные различия между художественным языком произведений, представленных на выставке, и побудила осознать, что привлекает в одних и раздражает в других. Произведения Ланга оказались стимулом для того, чтобы сосредоточиться на технике и выразительных средствах разных художников, ощутить, что представленное на их рабочих местах современное искусство достаточно разнообразно.
Другой опыт общения с искусством дали картины Клары Голицыной. Диалог между сотрудниками фирмы и ее работами разворачивался постепенно. Мастерство художника было оценено не сразу, но со временем отношение к ним менялось в лучшую сторону. Рассеченные, расколотые предметы на полотнах Голицыной проявляются лишь по мере всматривания, своеобразной дешифровки.
Картины Ольги Плужниковой с видами парижских улочек и кафе легче пропускали зрителя к ассоциативному ряду, заложенному в них художником. Будучи понятными и узнаваемыми, они сразу были приняты.
Для разъяснения работ, особенно тех, что оказались не поняты и не приняты сотрудниками, была организована встреча с искусствоведом Антоном Успенским, сотрудником отдела новейших течений Русского музея. Лектор попробовал разрушить стереотипы, существующие вокруг искусства. Эстетические основания искусства неоднократно пересматривались с начала ХХ века, однако у многих людей осталась установка на то, что искусство оперирует прекрасным. Такие зрители наделяют искусство сервильными функциями, считая, что оно должно приносить им радость. Но в некоторой степени эти зрители правы. Своим голосованием за или против сотрудники компании подтверждают, что главное условие принятие искусства неподготовленным зрителем — легкость его восприятия. Только в этом случае не будет непонимания и отторжения. Однако у современного искусства другие эстетические основания, прекрасное не является отправной точкой для него. Для понимания современного искусства нужен другой опыт общения с произведением, и возможность его воспринимать связана с когнитивными способностями. И если зритель не отдает себе в этом отчета, то большинство дверей, ведущих в современное искусство, оказываются для него закрытыми. Однако в ситуации, когда когнитивные функции направлены на рабочий процесс, присутствие такого искусства может вызвать перегрузки. В то же время расширение способностей восприятия, которые тренирует современное искусство, способствует нетривиальным мыслительным ходам, и это может помочь профессиональному росту сотрудников. Создать условия для такого роста — это особая задача устроителей подобных выставок.
Выставка «4 spring» в офисе «Grant Thornton» — интересный опыт. На примере выставок в корпоративных пространствах в рамках программы «Открытое искусство» фонда «Артпроект» можно проследить, каким образом специалисты в той или иной области воспринимают современное искусство. Безусловно, одни и те же работы вызовут различные реакции у сотрудников банка и дизайнеров студии Артемия Лебедева, для которых работы Олега Ланга окажутся слишком традиционными. Степень креативности искусства и диапазон расшатывания сознания членов его коллектива зависят от задач, которые ставит перед собой та или иная компания.
ДИ №4/2011