Продолжаем знакомить читателей с авторами и их произведениями из собрания Московского музея современного искусства.
|
Датой создания группы «Мухоморы» считается 1978 год, однако совместные тексты, пародии и акции К. Звездочетов, С. Гундлах, А. Каменский, С. и В. Мироненко начали делать раньше. Константин Звездочетов и братья Мироненко учились на отделении сценографии Школы-студии МХАТ, Свен Гундлах и Алексей Каменский — в полиграфическом институте. Знакомство Мироненко и Гундлаха со школьных лет способствовало объединению.
Одним из первых совместных художественных мероприятий стало участие группы в выставке «Эксперимент» на Малой Грузинской картиной «Охота индейцев на орла». Проект «Эксперимент» отличался тем, что к участию в выставке мог быть допущен каждый представивший свою работу в жюри. Работу «Охота индейцев на орла» жюри не пропустило, однако за день до открытия выставки «мухоморы» повесили ее в зале на свободное место, дополнив табличкой с ироническим манифестом. Так работа и провисела до окончания выставки.
В том же году состоялась первая акция группы — «Выходка № 1», поход в Ясную Поляну «в образах Льва Толстого» (в толстовках), положившая начало многочисленным ярким, смешным и веселым, импровизационным и бесшабашным акциям и перфомансам.
Виталий Грибков познакомил членов группы с Валерием и Риммой Герловиными, и спустя год они своей статье опишут «мухоморов» как «наиболее независимых и раскрепощенных по сравнению с другими художниками», поскольку они «выросли во времена относительной либерализации и общественного скептицизма». Перед отъездом из страны Герловины представили их участникам «семинара» И. Кабакова и А. Монастырского.
На первом же «семинаре» «Мухоморы» выступили с чрезвычайно дерзким пародийным поэтическо-музыкальным представлением, поскольку были противниками элитарных замкнутых систем. Однако впоследствии «мухоморы» участвуют в «семинарах», выступают с перформансами, такими как, например, примечательная акция «Вечер памяти поручика Ржевского мэтрам московской школы концептуализма».
Один из наблюдателей заметил, что у «Мухоморов» был период иронического отношения к Монастырскому, затем — молчаливой преданности, стадия поддразнивания, «но их отношения неизменно оставались близкими». С 1979 по 1982 год «Мухоморы» провели ряд акций: «Жизнь в андеграунде», «Сокровище», «Расстрел», «Слив», «Красная тряпка», «Лекция о вреде нейтронной бомбы» и др.
В феврале 1982-го вышел «Золотой диск» группы с текстами, которые участники исполняли на мелодии песен зарубежной и русской эстрады, были использованы также популярные мелодии разных времен и народов, фрагменты симфоний. Диск был записан за один вечер на основе подборки «самых смертельных номеров» группы. На один канал бытового магнитофона записывался голос чтеца, на другой — фонограмма с пластинок Александра Каменского, состоявшего членом Общества филофонистов и имевшего обширную фонотеку. Первые «домашние» презентации альбома были сделаны для узкого круга представителей неофициального искусства, проект демонстрировался в клубе «Рокуэлл Кент» при МИФИ. Наибольший резонанс в Москве получил «Золотой диск» в 1983–1984 годах.
Формирование К. Звездочтова как художника и популяризация группы «Мухоморы» во многом были связаны с деятельностью галереи «Апт-арт», существовавшей в квартире Никиты Алексеева, где проходили многие выставки и акции «Мухоморов» того времени. Как справедливо отмечает ряд исследователей, «Мухоморы» создали одно из наиболее ярких и значительных явлений андеграундной художественной Москвы начала 1980-х.
1 октября 1984 года на распространение музыки ВИА «Мухомор» был наложен запрет, а троих членов группы — Свена Гундлаха, Владимира Мироненко и Константина Звездочетова забрали в армию. Вернувшись в Москву, художники продолжали работать, но уже не в составе группы.
Константин Звездочетов после возвращения участвует в квартирных и однодневных выставках, а начиная с 1986-го — уже не только на московских площадках, но и в крупных международных выставочных проектах.
В этот период Звездочетов организует группу «Чемпионы мира» и создает большой массив живописных работ, веселых и ярких, их изобразительный ряд обнаруживает живую реакцию художника на все происходящее вокруг. В многообразии визуальных кодов, используемым Звездочетовым, формируется структура собственного художественного языка. Он узнаваем, ироничен и нетривиален, внимательному зрителю отчетливо виден серьезный художник, под яркой бутафорией презентующий свою философию. Выставки Звездочетова с успехом проходят на Западе. Его работы пополняют серьезные музейные коллекции.
В собрании Московского музея современного искусства находится серия «Воспоминание о группе «Мухомор» 2005 года, сделанная Константином Звездочетовым к выставке «Angels of history. Moscow Conceptualism and its Influence» в музее Антверпена.
Серия работ, посвященная памяти «Мухоморов», входит в проект «Воспоминания о восьмидесятых» и представляет собой сложный авторский микс, созданный по архивным документам и фотографиям богатой истории группы «Мухомор». На основе черно-белых фотографий документального характера был смонтирован коллаж, включающий в себя разнообразные снимки и репродукции. Полученные изображения масштабированы, отпечатаны на холсте и расцвечены маркерами.
Серия довольно сложно структурирована, каждая работа самоценна, но обладает возможностью складываться в полиптихи, инсталляции. В этих ярких работах отчетливо читается романтично-ностальгическая интонация.
Задуманная как диптих работа «VANGOG&MAGOG» в первой части представляет собой фотоизображение, сделанное во время акции «Мухоморов» «Лекция о вреде нейтронной бомбы». Она состоялась 29 марта 1982 года и представляла собой весьма сложное по режиссуре действо. Присутствовавшие зрители были поделены на группы, для одних, чьи глаза были закрыты, на стене демонстрировался видеоряд, для других, сидевших спиной к экрану и с берушами в ушах, докладчик с завязанным ртом читал лекцию… Действие, по воспоминаниям Звездочетова, закончилось паникой, вызванной едким запахом спрея, которым организаторы стали закрашивать экран.
Во второй части диптиха мы видим членов группы (слева направо: А. Ка-менский, К. Звездочетов, С. Гундлах, С. Мироненко) на открытии в ноябре 1979 года в клубе «Рокуэлл Кент» их выставки «20 портретов, 5 автопортретов». К изображению был добавлен живописный задник, а персонажам пририсованы «шапочки» мухоморов, визуализирующие название группы.
Следующие несколько работ серии созданы по мотивам любительской съемки, сделанной на улицах Москвы, большей частью на пустыре возле здания Союза театральных деятелей, отпечатки которой составили альбом «Битлз», вышедший примерно одновременно с «Золотым диском».
Вырезанные из журналов и газет сцены драк, помещенные поверх них надписи (подобные надписям на полях альбома 1982 года), контрастные цвета маркеров — все добавляет черно-белым фотографиям элементы карнавальности, эпатажа и передает разнузданность ранних «мухоморских» акций.
Работа «Когда евреи шли в Мекку, мухоморы оттуда уже возвращались» прямо отсылает к одноименной акции. В основе фотоколлажа цикл фотографий Константина Звездочетова из проекта «Рожа Йога», который фиксировал разнообразные мимические гримасы — «рожи» К. Звездочетова. Под каждой гримасой помещен шутливый комментарий, поясняющий ее значение. На фото также Мироненко и Гундхах в кипах, расцвеченных в «мухоморский» горох.
Без всяких дополнительных включений Звездочетовым воспроизведена фотография ранней акции «мухоморов», «Красная тряпка (Два мухомора)». Она происходила в октябре 1981 года на поле возле железнодорожной станции «61-й километр» Горьковского направления. Акция заключалась в том, что «группа участников в воскресенье днем собралась на Курском вокзале, села на поезд «Москва — Петушки» и через час сошла на станции «61-й километр». Ее привели на поле, на котором лежал большой квадрат красного кумача (десять на десять метров). В кумаче было шестнадцать прорезей, в которые было предложено просунуть головы…» В таком виде группа двинулась через поле, пока на опушке леса не обнаружился объект: красное полотно с шестнадцатью кукольными головками в прорезях. Этот квадратный красный кумач с прорезями, в которые продеты головки кукол, был воссоздан к выставке в антверпенском музее MUHKA, где экспонировался вместе с серией напечатанных на холстах коллажных изображений. Работы, собранные в единую инсталляцию, представляли проект «Памяти восьмидесятых годов».
ДИ №1/2014