Александр Стребков совмещает в своем творчестве живопись, фотографию и графический дизайн, а в последние годы к этому прибавилась еще и административная работа председателя секции «Промграфика» Московского союза художников.
|
Как фотограф он более всего известен серией портретов современных художников, которую обычно экспонирует вместе с фотографиями интерьеров мастерских. А в проекте «Времени приметы» в серии натюрмортов Александр Стребков представил свою версию художественного времени, которое на фотографиях кажется застывшим, что тем не менее парадоксальным образом акцентирует стремительный ритм современности.
Название серии свидетельствует, что художественное исследование пролегает в области темпоральности, но овеществленной в тактильном (фактура и осязаемая материальность предметного ряда, узнаваемые вещи с историей) и в пространственном (особое место, где оказались вещи, выпавшие из времени) измерении. Фототехника, которой Александр Стребков отдает предпочтение при работе над этим проектом, тоже выдержанная и проверенная временем пленочная Linhof Kardan. Именно она помогает передать текстуру, весомость, массу, фактуру вещей, ощущение твердого и мягкого, градации света... Получить отпечаток, вызывающий зрительные ассоциации и ощущения звука и запаха.
Стребков актуализирует стилистические ресурсы старой фотографии, особенности статичного пространства, порождающего иллюзию правильности, устойчивости, надежности мироустройства. Но осознание обреченности этого мира усиливает ощущение его хрупкости и ранимости.
Изображения немало переживших и повидавших вещей — не подсмотренные фотографом реальные сюжеты бытования старых предметов, а именно натюрморты, собранные художником, что подтверждается включением в предметный ряд фотоаппарата. Именно его присутствие создает ощущение нарочитости, бутафорской заданности, добавляющей композициям напряжение постановочного кадра.
Происходит трансформация функциональной вещи в декоративную, фактуры — в орнамент прошедшего времени.
Для совершения подобных метаморфоз опыт живописца и графика оказывается не менее важным, чем навыки фотографа, и автору блестяще удается мобилизовать этот обширный арсенал художественных средств.
ДИ №4/2011