×
Город людей и идей глазами художника
Юрий Подпоренко

Темы московских международных художественных салонов, как правило, очень широки, практически всеохватны. Оно и понятно. Основной массив выставок составляют экспозиции союзов художников — членов Международной конфедерации союзов художников, которые сами определяют состав участников и отбирают работы. И чем шире тема, тем выше вероятность, что она найдет отражение в основных разделах экспозиции. А проекты, естественно, подбираются и формируются непосредственно под тему. Тема XIV салона «ЦДХ-2011» – «Художник. Город» — изначально воспринималась неоднозначно. Например, художники, разрабатывающие сельскую и пейзажную тематику, оказывались как бы за бортом. Но предложенная тема, налагая формальные ограничения, так или иначе проблематизировала ситуацию, проецируя разные аспекты таких оппозиций, как «личность и среда», «личность и другая личность», ведь именно обитание в городе не только стимулирует развитие личности, но и заостряет проблему отчуждения человека.

Вот эта скрытая в теме потенция вариативности образных решений, оказавшись явленной в залах ЦДХ, и обусловила особый нерв зрительского отношения к представленным работам. Вопросы художественной состоятельности неумолимо завязывались на философский, исторический, социальный, психологический контексты восприятия и их порой неожиданные сочетания.

Человек в городе, даже если он не профессиональный художник, практически всегда творец. И себя самого, и окружающего пространства. По результату это совершенно очевидно. Ведь именно он, включая череду предков и людей пришлых, создал эту среду, сотворил для жизни новое пространство и неустанно переделывает и обустраивает его. Похоже, примерно такие соображения легли в основу образного решения афиши салона: острый синий треугольник, маркированный словом «художник», врезается в массивный черный квадрат «город». Образ и комментарий к нему, или наоборот. Во всяком случае, идея активного вмешательства прочитывается довольно однозначно.

Экспозиция самого салона по традиции многолика. По традиции потому, что почти за полтора десятилетия своего существования он стал едва ли не единственной выставкой, собирающей под крышей ЦДХ работы художников со всего постсоветского пространства и представляющей реальное состояние современного художественного процесса. Нынешний салон предъюбилейный. В декабре Содружеству Независимых Государств исполняется 20 лет, а весной будущего ту же круглую дату будет отмечать Международная конфедерация союзов художников, наследующая в качестве правопреемника ценности Союза художников СССР.

И в преемственности художественных традиций есть резон. На каждом салоне (нынешний не исключение) одно из центральных мест занимает проект, представляющий работы из коллекции МКСХ. В этом году специальная экспозиция озаглавлена предельно лаконично — «МКСХ. Живопись. 1950–1980». Между цифрами — эпоха. А если всмотреться в работы Георгия Пименова, Гелия Коржева, Таира Салахова, Бориса Тальберга, Амана Амангельдыева, Григория Тоидзе, Яана Элькена и многих других, то границы эпохи еще более раздвинутся: с холстов предстают старые Хива, Бухара, Баку, Тбилиси, приметы городов современных, для той эпохи, конечно. При разности творческих манер это в основном взгляд на город снаружи, экстравертный, фиксирующий некий микст, где коллективное, общечеловеческое доминирует над личным.

Расположенные рядом городские пейзажи, портреты, жанровые картины напоминают, что исторически совсем недавно пространство, именуемое нынче постсоветским, было заткано заметно большим числом человеческих, личностных взаимосвязей, живых и плодоносящих. Нет, это не ностальгия по прошедшей эпохе, но важное напоминание о том, что мир духовный, пространство культуры не совпадают с политическими и административными границами, а успешно проникают сквозь них. Глядя шире, стоит заметить, что этот проект — зримое выражение сущности всей деятельности Международной конфедерации союзов художников, бережно хранящей все самое ценное из советских времен, наследующей и развивающей традиции художнического братства. Важно и то, что вот уже несколько лет ежегодные салоны ЦДХ МКСХ проводит совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств. И столь же неизменно они поддерживаются Министерством иностранных дел и Министерством культуры Российской Федерации, Российской академией художеств. Это значит, что есть понимание необходимости сохранять и развивать единое культурное пространство, регулярно представлять состояние современного художественного процесса и со стороны профессионального сообщества художников, и со стороны государственных структур.

Еще один проект МКСХ «Над нами небо на всех одно…» позиционирует взгляд отчасти альтернативный — через автопортрет, как бы изнутри, интровертно. Шкала видений и трактовок художником самого себя в роли «лирического героя» предельно широка — от Зураба Церетели, предстающего патрицием в стилистике нынешней художественной эпохи, до… Впрочем, любое «до» здесь будет натяжкой. Ведь в таком интимном жанре, как автопортрет, любые иерархии неуместны, поскольку возможность саморефлексии открыта для всех, маститых и начинающих. Назову лишь несколько имен, в чьих работах самочувствие «я в мире других», мире реальном и сочиненном, прочитывается вполне явственно — Алексей Суховецкий, Масут Фаткулин, Иван Балашов, Ксения Нечитайло, Вильдан Байбеков, Александр Ситников, Дмитрий Тугаринов, Ирина Чебыкина.

В целом обе эти экспозиции сосредоточены на широком историческом и психологическом контекстах.

Взгляд через призму личной, семейной истории разворачивается в серии полотен «Фамильный альбом» Татьяны Назаренко (представлена Российской академией художеств), созданных в 2010 году и стилизованных под семейные фотографии, те, что в деревнях иконным житием состыковывали рядом и вешали под стеклом на стенку, а в городах уже бережно собирали в альбомы. Рассматривая эту серию, как-то особо остро ощущаешь, как важен человеку, живущему в городе, контекст бытия, его осмысление взаимоотношений с малым миром, с которого начинается мир большой. Ведь город — это особое пространство жизни, где человек одновременно и часть социума, и суверенная личность, отдельная вселенная.

Экспозиции союзов художников показали целый спектр сочетаний тематического, национального и стилистического, формообразующего начал.

Союз художников России отдал пространство своей экспозиции молодым, тем, кто острее своих предшественников чувствует связь и разрывы времен. Взгляд их нередко холодновато отстранен (Людмила Кулакова «Понедельник. Утро»; Александр Сорокин «Звенигородско-транзитная эстакада»). Или обращен в себя, в собственную автономность (Валентина Черных «Автопортрет»).

Представители азербайджанского СХ подтвердили свою приверженность новым средствам выразительности и стремление к расширению границ визуального искусства. Инсталляция Рашада Алекберова «Взгляд на один город с двух точек зрения» воспринимается метафорой на вечное «Когда б вы знали, из какого сора…», а видеоинсталляция Фарида Расулова «Голова болит» — очередной попыткой бунта против назойливого информационного шума.

Взгляд белорусских художников Виктора Шилко, Алексея Марочкина, Ирины Радкевич, Александра Сильвановича и их коллег сопрягает древнюю знаковость, традицию и нынешнюю символику, предполагающую встречное зрительское усилие.

К еще более изощренной интеллектуально-духовной работе зрителей взыскуют традиционные гости — участники салона из стран Балтии.

Они иронизируют по поводу недавнего прошлого и возможного будущего то лубочно добродушно (Илзе Авотиня, Латвия, «Мечта о счастье»), то довольно язвительно (Андрис Витолиньш, Литва, «220 километров до счастья»), а то и фантасмагорично (Юрате Миколайтите, Литва, «Натюрморт»; Малл Нукке, Эстония, «Натюрморт с площадью Свободы II»).

Московский союз художников представил на салоне работы Юрия Алексеевича Шишкова, признанного мастера композиции. В полотнах этого живописца вопрос темы отступает в тень, настолько органично и неразъемно предстают в них человек и город, даже там, где человеческой фигуры в пространстве полотна нет.

Персональной выставкой Тудора Фабиана принял участие в салоне Союз художников Республики Молдова. Его серии «Между стен» емко и метафорично разрабатывают одну из центральных философских идей современности — идею баланса в жизни горожанина. Они о человеке отдельном, живущем в своей квартире-ячейке, которому в силу обстоятельств необходимо признавать существование «другого», проживающего за стенкой и имеющего точно такие же права на суверенность. А портреты из серии «След во времени» сопрягают человеческую личность и неумолимое время, стирающее все и вся, сквозь которое проступают лишь характерные черты человека.

Раскадровка, но с противоположным вектором — не в социум, а в личность — в серии «Молитва» молодого художника Далера Михтоджова, представленного Союзом художников Таджикистана. Здесь вещи-символы авторским и зрительским усилиями собираются в образ человека, молитвой умывающего свою душу, приуготовляя себя к благожелательному обращению с другими людьми.

Молодых художников на салоне много, едва ли не половина специальных экспозиций представляет их творчество, и это радует. «Сад» — работы Ивана Лубенникова и его учеников, выпускников МГАХИ им. В.И. Сурикова и РАТИ — расцветает разнообразием техник и материалов, острой образностью, смешивающей публицистику, историю, философию и еще многое, что не поддается скорой вербализации. А еще жесткая метафоричность протеста против бездушного механизма в «Городской нарезке» Дарьи Чапковской и множество иных трактовок этой бесконечной темы, осмысляемой молодыми.

Напряженный психологизм, союз и противостояние суверенных личностей доминантны в специальной экспозиции «Двое в городе» живописца Ирины Старженецкой и скульптора Анатолия Комелина. В небольшой серии полотен Старженецкой вечный и пока непреодолимый конфликт между человеком отдельным и человеком — частью социума, даже если последний состоит всего из двоих.

На салоне высветились разные грани взаимоотношений не только человека и городского пространства, но и состоящих в известной оппозиции друг другу сотворенной среды города и пока еще самостоятельно воспроизводящейся природы. Проект Валентина Михайловича Сидорова «Когда строились Черемушки…» о том самом наступлении города на природу, которое остро почувствовал живописец, сложивший нежнейшие гимны русской природе, без согласия с которой человек, кажется, просто невозможен. Можно только поражаться прозорливости мастера, предвосхитившего то, чем справедливо озабочены теперь экологи.

И еще о пронзительно сокровенном — о работах красноярского отшельника, мыслителя и исследователя искусства знака Андрея Поздеева (1926– 1998). Здесь откровение прозрения, самоирония и захватывающая, возвышающая человека высота духа.

Срез современной художественной жизни постсоветского пространства, представленный на салоне, достоин специальных искусствоведческих исследований, которые, надеюсь, еще впереди, когда, если не исчерпает себя, то по меньшей мере ослабнет тенденция центростремительности, разбегания культур по «национальным квартирам». Не только двадцатилетие радикальных социально-политических перемен, но и естественная рефлексия по поводу недавнего прошлого — все это побуждает не остановиться, но оглянуться, пристально всмотреться в недавнюю историю. Отделить в ней зерна от плевел, осмыслить важное, что объединяет народы и культуры, имеющие не только самобытные истоки и традиции, но и общую историческую судьбу, сохраняющие интерес друг другу, как соседи по планете, образующие живой, воспроизводящийся в поколениях круг общения.

ДИ №4/2011

24 августа 2011
Поделиться: