В Санкт-Петербурге в Малом зале ЦВЗ «Манеж» прошел первый фестиваль минималистического искусства «MiniFest.Начала» На нем были представлены более 50 произведений живописи, графики и фото, объекты и инсталляции. В рамках фестиваля работал теоретический лекторий «Азбука минимализма». Участники выставки: Петр Белый, Леонид Борисов, Евгений Гор, Владимир Духовлинов, Владимир Козин, Андрей Красулин, Александр Менус, Юрий Никифоров, Света Носова, Иван Оласюк, Александр Подобед, Владислав Петров, Олег Татаринцев, Ольга Татаринцева, Петр Швецов, Андрей Чежин, Алексей Чистяков, Александр Юликов. Куратор — Александр Подобед.
Ольга и Олег Татаринцевы. Столбы. 2010. Шамот, глазурь
|
Минимализм в Петербурге укоренен в самой идее основания города (пастернаковское «разряжен без осечки»), в его сердцевине точность, гениальность и краткость, петровская деловитость и размах, выводящий любой жест в максималистское пространство сверхжеланий, неуемных амбиций, мирового масштаба (пушкинское «а над Невой посольства полумира»). Основание Петербурга — чистый умозрительный концепт, лейбницевская монада, явившаяся на свет из головы Петра Алексеевича как Афина Паллада во всем сиянии золота доспехов, чтобы властвовать.
Минимализм и максимализм со единены здесь в самом зародыше, отсюда и «Черный квадрат» Малевича, показанный в доме Адамини на Марсовом поле в 1915 году, — не столько харакири искусству, сколько всеобъемлющий эликсир будущего, вселенский «грандиозарь» (Хлебников).
И ленинградский конструктивизм 1920-х стремительно утверждался в городе, где пустые пространства площадей и Невы раздвигали границы конечности жизни человека, а властные дуги и оси советских генпланов продолжали строгую геометрию Трезини, Леблона, Еропкина и Росси.
Минимализм в моде, поскольку снова торжествует дух капиталистической трезвости и прагматизма, культ технологий и сделанной формы. Теперь новомодный интернациональный хай-тек без роду без племени вторгается в буржуазный город ХIХ века, тесня многословную эстетику стеклянной униформой холодных вылизанных плоскостей. Город одержим «новостроем» и ремонтом, художники с детским восторгом толкутся в магазинах типа «Строймастер» или «Метизы», вожделенно рассматривая инструменты и материалы, несравненно более привлекательные, чем краски, кисти и мелки в «Лавке художника».
Сам по себе минимализм не может быть заново воспроизведен в чистом виде, «с листа», время не то — 1960-е с их спором «физиков и лириков» видятся едва ли не колыбелью всего самого-самого, что было в искусстве хорошего (без идеологической подоплеки авангарда).
Уход в чистую форму, стерильность как выключенность из политической и социальной сферы жизни. Неопластицизм современного искусства выражен в тяготении к скульптуре и объекту. От вещи произведенной пришли к вещдоку, где фактура есть память в сжатом, консервированном виде.
Даже политическое искусство в России тяготеет к минимализму. Акция «Х.й в плену у ФСБ» на Литейном мосту — отточенный минималистский жест партизанского граффитизма, мощно и монументально утвержденный подъемом моста в пространстве города. Слово (пусть даже такое краткое), показанное в нужное время и в нужном месте, — страшная сила.
Есть и другое — углубленный эскапизм, уход и невозвращение, бегство от всех возможных эффектных форм выражения в ноль-экспрессивность, добровольное скопчество, аскеза и воздержание, стоицистское опрощение, бедность, бедность, бедность...
«Экономия святой энергии», сформулированная Тимуром Новиковым, может считаться формулой, фиксирующей состояние петербургского пространства. Иконка, включенная в поле изображения, разделенное горизонтом, задает семантическую перспективу. Супрематизм, переосмысленный в инфантильном и эмблематическом ключе.
Солнце восходит над горизонтом, парусник плывет по воде, самолет летит в небе, пингвины идут к морю, верблюды шествуют по пустыне, ракета летит в космос, елочки (или березки) растут на поляне, полная луна светит в ночи, мосты раскрываются на границе реки и заката.
Минимализм всегда чреват максимализмом. В 1993 году в Петербурге в галерее «Navicula Artis» проводилась выставка-путешествие Вадима Драпкина «Один вопрос». В бывшем Николаевском дворце (Дворце труда) просторные и величественные интерьеры стали грандиозной рамой для крохотной бумажки с одним-единственным вопросом «КТО ТЫ?», к которому зритель приходил в конце своего путешествия по залам. Минимализм весь в этом — простенький вроде вопрос поставлен по всем правилам «военного искусства» — выход на него уже был частью стратегического маневра, где вас «подводили», готовя определенным образом. Это вопрошание без ответа — одна из сильных сторон минималистского жеста, инструмента по работе с бытием, и ничто.
Примечательно, что в 1960-е минимализм возник одновременно с концептуализмом. Объекты Джадда, Андре, Левита и других появляются одновременно с объектами Кошута, Он Кавары. В русской традиции Андрей Монастырский — наиболее яркий пример такого сочетания. Акции КД в своей основе — развернутая в пространстве поэзия с расставлением смыслов и формулировкой ожиданий. Сочетание формальной ясности и конечности физической формы — четко прописанных действий, метафизический смысл которых ускользает, — квинтэссенция деятельности по организации пустоты.
Тогда, в позднесоветское время, акции КД и могли быть осмыслены с социокультурной точки зрения как бегство или «внутренняя эмиграция» за пределы тотально детерминированной территории языковой означенности, в зону молчания, своего рода дзеновской пустоты, дающей эффект очищения, эффект переживания иного в рамках обыденности.
В 1990-е Пелевин канонизировал эту стратегию: в «Чапаеве и Пустоте» был отчасти «персонифицирован» вакуум идеологической пустоты, полнейшая относительность и абсурдность любого легитимного смысла. Это было время веселого торжества «оптических обманов», описанных в прозе Даниила Хармса.
Кстати, его дух абсурдистского минимализма был возрожден в 1970 — 1980-х годах, неслучайно тогда возник интерес к анекдотам Хармса, часть из которых была досочинена и выдана за оригинал. Стихи Олега Григорьева, представляющие собой своего рода хокку притчи, полные черного юмора в духе подростковых «страшилок», стали частью городского фольклора.
Живопись и графика предельно камерных форматов Рихарда Васми, ведущего тихую, почти затворническую жизнь, тем не менее воздействовали на многих художников, притягивая точностью и силой найденного художественного решения. Тип просветленного художника-философа, способного кратко и афористично формулировать мысль, был идеально воплощен в Васми.
Минимализм 1960-х определил линию советского модернизма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, утвердившись в оппозиции сталинскому ампиру, с этической подоплекой восстановления суровой и безыскусной правды против многословия и лицемерия риторики лжи. Революционный дух 1920-х снова заявил о себе уже в перекличке с конструктивизмом и ар-деко в их современном, еще более технологичном и демократичном развитии.
Возвращение минималистских тенденций в новорусское время уже не было продиктовано ни коммунистической, ни социалистическо-либеральной идеологией. Мода на культивирование «икейских» и «проикейских» дизайнерских форм была обусловлена скорее их внеидеологичностью, они ассоциировались с миром стабильности, достатка и благополучия — современными представлениями о буржуазном комфорте.
Для недавних советских граждан понятие «евроремонт» означало одно — создание чистого белого пространства, культ прямого угла и абсолютно гладкой фактуры. Уход от иллюзорной видимости к буквальной конкретике восприятия. В основе американского минимализма — дух протестантской прагматики, в основе русского — ловкость и изящество выдумки. У нас это исключительность, почти привилегия, на грани с шутовством — «и истину царям с улыбкой говорить», там — норма жизни, здоровый деловой стиль отношений. Лукавый мастеровой — плотник Татлин супротив столяра Джадда.
В этом смысле у нас иная история минимализма, скорее это история максимализма, пронизанная духом отречения, борьбы, духом нестяжательства, истовости и суровой аскезы и, напротив, скоморошьей наглости и бесстыдства, обмана, дурачества — простакам и дуракам в сказках постоянно везет. Минимализм здесь рифмуется с «русским бедным», той эстетикой, которая обнаруживает себя у очень многих современных российских художников, захватывая такие подлинно народные области творчества, как «самоделкин-арт», остроумные «изобретения» умельцев-мастеровых, а также сфера «найденного» или «назначенного» искусства. Среди собранных на выставку работ многие попадают в эту эстетику «бедного искусства».
Так, Андрей Красулин представил работу, напоминающую заборчик — пять неструганых дощечек соединены по горизонтали и выкрашены белой и черной (вторая снизу) краской. Эта вещь, честная и простая в своей безыскусности, отсылает к контррельефам Татлина, хотя в ней и нет выраженного динамизма, своим спокойствием она ближе духу «шестидесятничества», когда опрощение было связано с возвратом к фундаментальным основаниям жизни. Найденный объект — отпиленный кусок массивной оконной рамы с облупившейся краской — назван Игорем Паниным «Памятником Достоевскому» — как часть уходящей фактуры старого Петербурга.
Андрей Чежин фотографирует обмылки в качестве самоценного объекта, имеющего пластическую и концептуальную значимость, каждый из них снабжен «историей», приоткрывающей фактуру советской коммунальной жизни с ее бедным бытом. «Кнопки» Чежина стали уже давно брендом художника и одной из эмблем минимализма, отсылая к архетипическому для авангарда соединению круга и треугольника («Клином красным бей белых» Эль Лисицкого). Осколки стекол, обернутые синей изолентой по краям — взятые как будто в раму, крайне скупой жест Петра Швецова, всегда стремящегося к живому, честному рисунку-наброску с острой, экспрессивной графикой.
Петр Белый и Владимир Козин остроумно обыграли свои объекты пейзажными названиями, обнаруживая тяготение к метафоричности высказывания. «Восход» Белого — черный диск циркулярной пилы, подсвеченный в контржуре, «Ночь на Днепре» Козина — светящаяся лампочка, помещенная за рукоятку серпа, прикрепленного к неглубокому черному ящику-квадрату, повешенному ромбом. Кстати, обе по-своему продолжают находки художников 1910 — 1920-х годов, в частности, контррельефы Ивана Пуни, совмещающие в себе конструктивизм и супрематизм. Правда, если у Белого стиль пластического мышления ближе к брутальному и экспрессивному минимализму, то вещи Козина родственны сюрреалистическим и поп-артовским объектам.
Эта конструктивистская линия развития русского искусства очень близка Александру Подобеду, его черно-белые холсты — прямой диалог с Родченко, Степановой, Малевичем. Когда-то знакомство с творчеством мастеров русского авангарда позволило Леониду Борисову сформулировать свой оригинальный язык и стать одним из пионеров минимализма в СССР. Теперь он признанный классик минималистского искусства, и его вещи отличают подчеркнутое изящество и элегантность в замысле и исполнении. Стиль художника сформировался в конце 1970-х, в позднесоветское время, и его лапидарные, суховатые, антисимволистские вещи, при всей их геометрической выключенности из жизни, все же далеки от гораздо более стерильных работ американских минималистов-конкретистов. Объектные работы Борисова основаны на тактильном считывании обыденных бытовых форм. Так, вещь, выключенная из вязкой коммунальной среды, у Ильи Кабакова становилась «вещью в себе», а у соц-артистов вещью с перевернутым смыслом. Борисов же предпочитает чистую геометрическую отстраненность, не истребляя окончательно предметность в своем строгом лаконизме.
Иван Оласюк в последнее время все больше обнаруживает в своей живописи любовь к вычитанию формы. Несколько крупиц краски на выстиранном и вылинявшем холсте «Разворованная картина») — итог некогда напряженной работы, утратившей практически всю свою живописную форму. Он как бы переворачивает ситуацию начала и конца творения — точечные следы взаимодействия с поверхностью отсылают нас к мудрой легкости отношений с пространством произведения, которой отличается стиль больших мастеров. Например, большинство графических листов Лиона построено именно на таком взаимодействии черных знаков-закорючек, напоминающих письмена с чистым пространством листа, словно увеличенные под микроскопом формы обнаруживают свою микрогеогра-фию, ассоциирующуюся с тонкими кракелюрами красочного слоя под микроскопом («Черный квадрат» 1915 года из ГТГ).
В минималистских опусах нулевых отсылки к классическим формам и жестам минимализма настолько читаются, что становятся своего рода «игрой в классики». Современное искусство обретает новую каноничность, утверждая статические нормы высказывания, полностью конвенциональные, имеющие точную смысловую и социальную адресность. Минимализм сегодня — торжество нового формализма, такое обретение чистой формы возможно в эпоху завершения прорыва.
Минимализм, один из центральных сюжетов в искусстве прошлого столетия, достался по наследству ХХI веку как один из устоявшихся языков искусства, не утративших актуальности благодаря мощным ресурсам, неисчерпаемость которых удивляет и радует.
ДИ №4/2011