Москва — это боль: для одних боль сердца, для других — головная боль. Столица сосредоточила в своем теле все проблемы современного мегаполиса и современной архитектурной мысли.
|
Xудожники, связанные профессиональными интересами с градостроительной средой, на какое-то время затаились. Они ушли в станковые виды искусства, к частным клиентам, занялись восстановлением храмовых росписей; при возможности путешествовали, участвовали в мировом биеннальном движении. В последние пять лет их позиция начала меняться: город как организм стал привлекать все большее внимание. Секция художников монументально-декоративного искусства (СХ МДИ МСХ) возобновила просмотры новых произведений для архитектуры общественных и частных зданий, устроив ряд клубных выставок. Гены художников-монументалистов 1970— 1980-х годов дали о себе знать.
Нынешняя выставка в залах Московского союза художников на Кузнецком Мосту, 11, — определенный этап раздумий о роли и возможностях художника в контексте неустойчивых приоритетов и ценностей нашего мегаполиса. В прогрессивной архитектуре, по сути, нет задач для художника традиционной ориентации. Может появиться лишь место для его произведения по выбору заказчика (возможно, и архитектора). Художник, желающий вписаться в новую реальность как соавтор, должен обладать духом изобретательства. «Изобретатель и есть художник, и художник, по существу, есть изобретатель, он им и должен быть» — эта мысль А. Родченко крайне актуальна. Контакты с городом требуют неординарного мышления, выхода на иной интеллектуальный и технологический уровень. Проект выставки «Москва. Пространство для жизни — пространство для творчества» разрабатывался совместно с архитекторами объединения «PARALAB». Полифония, присущая городу, стала главной движущей силой при отборе произведений и формировании экспозиции. В ыпускники Московского архитектурного института Дарья Ковалева, Сергей Неботов, Евгений Ширинян, участники и лауреаты престижных международных форумов, свои исследования феномена сложности пространства демонстрируют в виде уникальных арт-объектов. Перетекающая из зала в зал инсталляция «Nebula» (латынь: туманность в космосе, облако) эффектно изменила уже привычное всем выставочное пространство на Кузнецком. С использованием эластичной ткани биолекс и металлических тросов была создана живая структура для организации потоков людей. По замыслу авторов «поверхности образуются равномерным распределением материала внутри замкнутых контуров, создавая ощущение устойчивости и равновесия и одновременно внутреннего напряжения, «звона». Основная часть инсталляции — белый воздушный «свод» в главном зале — стала идеальной средой для изысканных скульптурных конструкций из светлого камня Бориса Черствого. Возник образ «обетованного града». Вокруг же бурлило море цвета в самых разных вариациях.
При всей органичности экспозиции в целом многие вещи сталкивались по различному авторскому мироощущению, по авторской манере. Например, ассоциативно-абстрактное видео «Город» Протейя Темена — с драматической реальностью документального фильма «Прощай, любимый город» Валерия Близнюка; физиологичность световой инсталляции А. Работнова и А. Гаспарашвили — с классической стилистикой модели памятника «Льву Толстому» В. Сержантова-Шульца; символика проекта мемориала «Молодая гвардия» М. Тихоновой — с психологическими образами «А. Пушкина» и «А. Солженицына»
М. Алексеевой; мягкая ироничность скульптуры из керамики «Вечный быт» (В. Малолеткова) — с социально-протестными скульптурами из дерева «Правосудие. Публичное наказание», «Колодки», «Позорный столб» (С. Малютина). Проблема традиционного и новаторского в городской среде оригинально подана в инсталляции «Леса» (В. Малкова и П. Москвина). Мы привыкли, что при возведении зданий монтируют металлические строительные леса, но в ряде азиатских стран и по сей день для этого используются связанные стволы деревьев. Первоначально у монументалистов была идея выставлять лишь работы в архитектуре и для архитектуры, разбавляя планшеты с проектами, видео и фото небольшим количеством произведений в материалах монументальной живописи и концептуальными объектами. Но потом было решено сделать выставку более открытой, свободной для выражения точки зрения художника на город вне зависимости от цеховой принадлежности и средств ее демонстрации. Поэтому появились и живопись, и скульптура, и плакат, и прочие формы современного творчества. Авторы — художники всех поколений, большинство — молодежь. Тем не менее блок архитектурных работ в экспозиции достаточно велик. Некоторые авторы выставили проекты, готовые к реализации в городской среде или уже осуществленные в постсоветское время. Так, реконструкция бывшего кинотеатра «Украина» под фольклорный центр Л. Рюминой выполнена совместно творческими коллективами архитектора А. Асадова и художника К. Сапричяна. Важные городские заказы были реализованы М. Красильниковой в Доме музыки, И. Лубенниковым (при участии И. Можар, М. Харлова, Н. Родионова, А. Мальцева) на станциях метро «Сретенский бульвар», «Маяковская» и «Славянский бульвар». Н. Муратова, Л. Фомина и Т. Сажин участвовали в выполнении государственных заказов, создав произведения для резиденции Президента РФ и Верховного суда РФ. Площадь Рижского вокзала украсил фонтан И. Пчельникова. Дизайнерскую разработку — кабину в виде многослойного витража с водяной стеной в зоне отдыха НТМ-завода — выполнили К. Ларченко, А. Нехлюдов, В. Лунев, В. Шатров и архитектор А. Воскобойников, а В. Орешин и Н. Терещук — парковый ансамбль загородного дома. В проектных предложениях представлен «широкий ассортимент» типовых объектов городской инфраструктуры, возможных для художественного осмысления. Например, градирни (В. Бубнов, О. Кожемякина, Е. Моисеев), подземные переходы (А. Эльмар, А. Тараева), дороги и эстакады (А. Большакова, А. Дергунов, О. Филиппов), «народные» гаражи (В. Дембовский, Г. Дембовский), технические будки (А. Воробьев), декоративные формы для благоустройства дворовых территорий (М. Аблин, В. Мельничук, Н. Калиниченко). Можно влиять на современную эстетику трансформацией зданий — так считает автор видео «Digital Facade» С. Титов, Е. Попушой решает ту же задачу традиционной росписью. Есть предложения по организации значительных территорий. Например, набережной Москвы-реки в районе Сити с постройкой моста-отеля (коллектив А. Асадова и К. Сапричяна), Нагатинской поймы (О. Волошко, С. Дмитрюк, архитектор Д. Римша, дизайнер С. Зайцев). Город предстал на выставке в разных ракурсах. Они меняются, как в калейдоскопе. Эту фрагментарность отразил цифровой принт «Город в вариантах пространства» (К. Бубнова, Е. Щеглов, А. Бубнова-Цицианова), который встречает посетителя при входе на выставку. Эту тему продолжают роспись на металлизированном пластике «Переход» Юрия Мелекситяна, инсталляции из фанеры с росписью «Джаз» Ольги Самовской, «Беседа подруг» Евгения Аблина, «Вдохновение Матиссом» С. Лычагина, рельефы из крашеного гипса «Московские переулки» Константина Александрова, мозаики А. Царева и Ф. Буха, серии плакатов, городские пейзажи и пр.
Вводный зал отразил принцип экспозиции. Фото Красной площади (Л. Мелихов) и произведения 1970—1980-х годов соседствовали со сверкающей композицией из оптического стекла «Московские контрасты» (О. Победовой) и кинетической композицией из бамбука «Крыло» (В. Мартиросов). Совмещение работ художников всех поколений и направлений создало иллюзию единства пространства-времени. Продуманное освещение залов и произведений, разработанное Марком Ставцевым (художником по свету Большого театра), сыграло в этом свою роль. Авторские же интерпретации сделали выставку достаточно многозначной, сохранив общий праздничный настрой (она открылась к Дню города).
Город — пространство для жизни, пространство для творчества. Но какова его судьба как явления цивилизации? Какова в нем иерархия ценностей во времена потребления и Интернета? Старые градостроительные концепции перестают соответствовать общественным интересам, возникает угроза неконтролируемого роста города (субурбия). Идет активный поиск новой парадигмы. Многие философы, культурологи, теоретики архитектуры видят выход в приоритете экологии, в единении биосферы и культуры. В рамках нынешней выставки галерея МАРТ Марии Тихоновой предложила художникам принять участие в проекте «Воздушные города» на международном форуме в Сингапуре, посвященном альтернативным решениям в освоении малодоступных территорий. Необходимо соотносить свое творчество (как нынче принято выражаться) с вызовами времени. А они, как мы видим, серьезны. И могут не спасти окопы культуры постмодернизма, ерничество и «культурные консервы». Сегодня художник отторгнут от жизни горожан, от повседневной среды обитания. Его контакты с архитекторами минимальны, а о градостроителях и говорить не приходится. О нем изредка вспоминают для выполнения декора или сценографии праздничных феерий. Практически нет конкурсов, зато доминируют тендеры. Но рационально ли это? Художники — носители интуитивных знаний, и из истории мы знаем, сколько чудных открытий и предвидений они совершили. «Тайновидение жизни» (выражение Хлебникова) по-прежнему востребовано, без него футурологических идей трудно ожидать. Выставочная же практика показывает, что есть творческий потенциал, есть желание выхода за пределы картинной рамы в реальность.
Фото ДИ/Константин Чубанов
ДИ №5/2011