Выставка в Московском музее современного искусства, на которой представлены шедевры XX века из собрания Института современного искусства Валенсии (IVAM), — неотъемлемая часть культурной программы Года Испании в России и Года России в Испании. Основная ее цель — налаживание «полноценного диалога» между коллекциями и концепциями, хотя и различными, но дополняющими друг друга, вобравшими в себя разнообразные художественные традиции, которые определяли культурную историю всего прошлого века и намечали пути к современности.
Кристиан Болтански. Хранилище мертвых швейцарцев. 1991. Инсталляция из 2580 частей из металла и черно-белых фотографий. © IVAM
|
Задуманный проект можно сравнить с мостом между двумя берегами в полифоническом мире, исполненном художественных перекличек и соответствий. Институт современного искусства Валенсии, первый музей современного искусства на территории Испании, существует с 1989 года. Наряду с мадридским Музеем королевы Софии он стал художественным центром, полностью посвященным современному искусству и реализующим весьма разнообразные программы. Благодаря деятельности двух этих учреждений культуры за последние тридцать лет в Испании удалось создать разветвленную сеть музеев, которые являют нашей и зарубежной публике всю палитру мира искусства. В свое время основание IVAM стало откликом на идею, зародившуюся еще в 30-е годы прошлого века, — идею о наличии прямой связи между искусством и процессами модернизации в обществе. Искусство смогло разглядеть в существовавших противоречиях ростки грядущей эпохи.
Культурный, социальный и политический контекст создания IVAM имел в новейшей истории Испании колоссальное значение. Переход к демократии и политической стабилизации после долгих десятилетий всестороннего идеологического контроля породил неслыханный общественный подъем. Без этого воодушевления невозможны были бы процессы, повлиявшие на самые разные аспекты общественной и культурной жизни последующих десятилетий. Можно говорить и о новом образе мысли, и о «поле высокого интеллектуального напряжения», открытом для любых новых культурных сценариев. Результатом стала выработка некоего особого фермента, способствовавшего развитию художественной культуры, которая становилась все более мощной и новаторской.
Вне всякого сомнения, первые музеи современного искусства, IVAM и Музей королевы Софии, сыграли в упомянутом процессе ключевую роль. Прежде всего, речь шла о том, чтобы представить в широком контексте различные новые художественные течения, существовавшие в современном мире. Это была благословенная пора, предоставлявшая возможность увидеть выставки и проекты, отражавшие всю историю искусства XX века — от авангарда до самой современности с ее сложным сплетением предпочтений, тенденций и эстетических ценностей. В этом смысле роль, сыгранная музеями современного искусства во время формирования, воспитания вкусов и умов поколения 1980-х – 1990-х годов, оказалась наиважнейшей. Зарождающаяся культурная индустрия меняет не только вкусы, но и мышление людей. 1980-е годы были ориентированы на глубоко эстетизированное восприятие мира, когда в сознании поколения искусство стоит во главе всей системы ценностей. Общеизвестно, что именно в 1980-е институт искусства как таковой получил наибольшее признание. Новые контексты, художественные средства и выставочные стратегии формировались в мире, где уже появлялись первые приметы стремительно наступавшей глобализации.
Для IVAM это были годы огромной активности. Музей интересовали прежде всего два направления. Первое — выставочная деятельность, которая с самого начала была ориентирована на творчество великих европейских и американских художников, определивших развитие искусства XX века. Если обратиться к истории музея, то его успехи в этой сфере особенно заметны. Причем, не обделяя вниманием испанское искусство первой половины прошлого столетия, отмеченное творениями таких титанов, как Пикассо, Миро, Дали и Хулио Гонсалес, музей не забывал и о тех, кто начиная с 1960-х годов разрабатывал совершенно новый способ художественного выражения. Второе — формирование коллекций музея; часть этих коллекций и представлена на нынеш
ней выставке. На структуру художественного собрания накладывает отпечаток мышление эпохи, вкусы, воззрения, стиль жизни и т.д. Собирательство непременно связано со специфическими интересами эпохи. Собрание в понимании IVAM — лишь частный случай в истории коллекционирования: сфера интересов музея ограничена искусством XX века. Принципы формирования подобных коллекций складывались под воздействием концепций лучших художественных собраний — от нью-йоркского Музея современного искусства до Центра Помпиду в Париже, от лондонского Тейт до швейцарских музеев Цюриха и Базеля. Приложив колоссальные усилия, IVAM смог собрать коллекцию, которая, с одной стороны, может достойно представлять искусство первых десятилетий XX века, а с другой — продуманно и полно отражает художественные течения послевоенного времени. И если собрание исторического авангарда пополнять становится все труднее, то вторую часть, вроде бы гораздо более доступную для коллекционирования, отличает крайняя сложность состава, что связано не только с многочисленностью и разнообразием художественных течений, но и с новой комплексностью, новой системностью. Появлялись (и появляются до сих пор) новые художественные территории и сценарии, складывающиеся в некую сеть, внутри которой происходит все более энергичный обмен — на уровне языка и культурных кодов.
Ключевое место в собрании занимает творчество Хулио Гонсалеса. Еще в самом начале своего существования музей приобрел немало произведений этого художника. Нельзя не упомянуть и о крупнейших мастерах эпохи, которые работали в несколько иной парадигме, питая сюрреалистическую традицию: Хуане Миро, Оскаре Домингесе, Сальвадоре Дали, Луисе Бунюэле, Андре Массоне и других.
1945 год, бесспорно, стал водоразделом, после которого на художественной сцене появились приверженцы революционных и радикально-экспериментальных течений. Это время широко представлено в собрании IVAM и соответственно в специальном разделе московской выставки. Антони Тапьес, Антонио Саура, Карел Аппель, Эд Рейнхардт, Жан Дюбюффе, Анри Мишо, Пьер Сулаж и другие европейские мастера, наряду с великими американцами заявили своим творчеством о новой современности и ее новом постижении. На выставке представлены работы мастеров европейского и испанского поп-арта — группы «Экипо Кроника», Эдуардо Арройо и ряда других. Подобным же образом художники, более близкие нам по времени, исходя из новых постулатов, перешли в своем творчестве к четко выраженному формальному экспериментированию и обратились к новым материалам и новым техническим приемам, не избегая и применения электронных механизмов. Свежие художественные веяния появились еще в 1980-е годы, и в IVAM есть работы художников, этим веяниям следовавших: Андре Альфаро, Микель Наварро, Тони Крэгг, Джон Дэвис, Брюс Науман, Магдалена Абакановиц... Выставка в Москве дает возможность начать диалог о роли истории искусства на протяжении всего XX века, не оставляя в тени ни один из составляющих ее периодов в соответствии с «главным нервом» каждой эпохи.
ДИ №5/2011